7. РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ
На протяжение всей письменной истории сновидения считались источником вдохновения практически во всех областях человеческой деятельности - литературе, науке, технике, музыке, изобразительном искусстве и спорте.
Общеизвестные примеры писателей, черпавших свое вдохновение из снов, - Роберт Льюс Стивенсон, приписывавший многие из своих сюжетов сновидениям (в их числе, "Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда") и Сэмюэль Тэйлор Колридж со своей опийной поэмой "Кубла-Хан".
В науке можно привести пример Фридриха Кекуле, который во сне открыл структуру молекулы бензола, и Отто Лоуи, с его идеей эксперимента, доказывающего химическую природу передачи возбуждения в нервном волокне. В области техники также известны примеры изобретений, сделанных во сне, в том числе швейная машина Элиаса Хау. Художники Уильям Блейк и Поль Клее увидели мотивы некоторых из своих работ в сновидениях. Моцарт, Бетховен, Вагнер, также не раз черпали вдохновение из снов. В спорте один из наиболее известных случаев произошел с мастером гольфа Джеком Никлосом, который, по его словам, придумал во сне прием, сразу давший ему преимущество в десять ударов.
И это за одну ночь! Эти примеры, свидетельствуют об огромном творческом потенциале, заложенном в сновидениях.
Разные люди вкладывают в понятие творчества разный смысл.
Чересчур серьезное отношение некоторых людей к этому понятию связано с тем, что они подразумевают под творчеством редкий талант, свойственный только людям искусства. Однако творчество означает всего лишь использование своего воображения для создания чего-то нового, будь то произведение искусства или домашняя газета. Нельзя помочь человеку стать творцом. Сущность творчества состоит в придании старым идеям или концепциям новой формы. Каждое предложение, которое мы произносим (если только это не цитата), является результатом творчества. То, насколько творческим является предмет или действие, зависит от уникальности способа использования его элементов. Из-за чего настоящее творчество бывает таким непостижимым, так это из-за состояния ума, при котором идеи связываются в новые, уникальные ассоциации. Ключевым моментом в исследовании творчества является выявление простых средств волевого доступа к таким состояниям.
Сновидения могут служить неисчерпаемым источником творчества.
Почему - это вам поможет понять экскурс в современное знание об этом процессе.
Существует несколько уровней творчества, так же как и несколько уровней осознанности. Способность к творчеству, как и способность решать задачи, является универсальным человеческим свойством. Как уже говорилось, она не ограничивается лишь высоким искусством или любой другой формальной дисциплиной. Творчеством можно назвать все, что может быть сделано по-новому, нестандартно, спонтанно, с выдумкой.
Каждый человек время от времени пребывает в творческом состоянии, а некоторые находятся в нем очень подолгу. Исследователи по данному вопросу сходятся в том, что творческое самовыражение, это длительный процесс. Часто кажется, что вдохновение возникает неожиданно, из ниоткуда, как вспышка. Однако имеющиеся данные свидетельствуют о том, что "неожиданное" озарение всего лишь часть процесса, недоступного нашему осознанию. Анализируя свои открытия, великий немецкий ученый XIX века Герман Гельмгольц впервые описал стадии творческого процесса: накопление, вынашивание и озарение.
На стадии накопления собирается информация и опробуются различные подходы. Эти подготовительные действия могут заключаться в чтении, наблюдении, беседах с экспертами, записях, фотографировании или измерении. Потом следуют размышления над проблемой - концентрация, медитация, мысленное моделирование ситуации. Это то время, когда механик стоит, уставившись на двигатель, художник - на чистый холст, писатель - на чистый лист бумаги (или экран компьютера). В конце этой стадии человек говорит себе: "Хорошо, я изучил проблему. Я обдумал ее.
Где же ответ?" Следующая стадия заключается в ничегонеделании. Когда упорные попытки решить проблему наконец бывают оправданы и она попадает в область бессознательного, начинается период вынашивания. В литературе описано много случаев, когда человек, измученный творчеством, решает вздремнуть. Или садится за руль, или идет прогуляться. Если у него в голове набралось достаточно информации по интересующей его проблеме и если он достиг психологического состояния, необходимого для прорыва, то фаза вынашивания завершается озарением. "Эврика!" - это неожиданно пришло решение.
Наиболее важным понятием, относящимся к стимулированию с помощью осознанных сновидений творческой фазы озарения, является так называемое неявное знание. Вещи, в которых вы уверены и которые можете сформулировать, (например, ваш домашний адрес) называются явным знанием. В противоположность этому, неявное знание включает в себя то, что вы знаете, но не можете объяснить (как, скажем, ходить или говорить), и то, что вы знаете, но не знаете почему (к примеру, цвет глаз вашей первой учительницы). Неявное знание проявляется в экспериментах по распознанию, когда человек думает, что он всего лишь случайно угадывает картинку, но процент попаданий выше вероятностного.
Из этих двух разновидностей знания неявное значительно больше по объему: мы знаем больше, чем понимаем. Во сне мы гораздо ближе контактируем с неявным знанием, чем во время бодрствования. Припомнив свои сновидения, вы наверняка найдете среди них такое, в котором внешность человека, которого вы видели всего раз в жизни, была воспроизведена с поразительной точностью, по сравнению с тем, что вы могли бы вспомнить в состоянии бодрствования. Объяснение этого феномена кроется в доступе к неявному знанию, открывающемуся во сне, причем там это можно делать вполне осознанно. Поэтому в сновидениях мы не ограничены, как в бодрствующем состоянии, сознательным доступом только к небольшой части аккумулированного нами опыта.
Помимо осознанности, по-видимому, нет иного способа определить момент, когда наступил творческий сон, если только он вообще возможен при других обстоятельствах. В осознанном сновидении мы можем взять под контроль ума необъятные творческие возможности, открывающиеся во время сна.
7.1. Как войти в творческое осознанное сновидение
Существуют два главных подходах к использованию творческих возможностей сновидений. Один состоит в поиске ответа на свой вопрос во время осознанного сновидения. Другой заключается в настройке сновидения на нужную тему в сочетании с установкой на осознание себя во сне.
Осознанность, хотя она и не является обязательной для творчества во сне, дает важные преимущества. Научившись регулярно видеть осознанные сны, вы можете увидеть творческий сон, когда хотите, просто сосредоточившись предварительно на стремлении найти ответ на свой вопрос или создать что-то новое.
Пытаясь вызвать сон на заданную тему, вы, благодаря осознанности, обретаете дополнительную свободу действий. Вы можете планировать сон, в котором предполагаете посетить эксперта по своему вопросу или оказаться в определенных обстоятельствах. Или, столкнувшись с новыми проблемами, попробовать новый способ общения. Благодаря осознанному состоянию вы точно знаете, зачем здесь оказались: чтобы задать Эйнштейну вопрос по физике; чтобы выяснить, можно ли жить в Сан-Франциско; чтобы поискать в библиотеке сюжет для своего рассказа или чтобы выработать более терпимое отношение к своим детям. В неосознанном же состоянии вы можете забыть, что ставили себе целью.
Еще одна особенность осознанного сновидения состоит в том, что вы помните о необходимости сохранить сон в своей памяти после пробуждения. В обычно сновидении, даже очень значимом для вас, всегда существует риск забыть об этом. Следующее упражнение помогает проснуться в момент, когда результаты осознанного творческого сновидения еще свежи в памяти.
УПРАЖНЕНИЕ: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В ОСОЗНАННОМ СНОВИДЕНИИ
1. Сформулируйте свой вопрос.
Перед сном определите проблему, для решения которой требуется творческий подход. Сформулируйте ее в виде одного-единственного вопроса. Например: "Куда мне следует вложить деньги?", или "Какую тему мне выбрать для своего будущего рассказа?", или "Как мне познакомиться с интересными людьми?". Подобрав нужный вопрос, запишите его и запомните.
2. Настраивайте сон на свою проблему.
Используйте технику преднамеренного осознанного сновидения, чтобы вызвать необходимое вам сновидение.
3. Используя осознанное сновидение, получите ответ на свой вопрос.
Осознав себя во сне, задайте вопрос и ищите на него ответ. Даже если вы оказались в обстановке, не связанной непосредственно с вашей проблемой, вы все равно можете найти ответ. Можно вызвать образ человека или места, которые вам нужны, или же поискать ответ, ничего не меняя. Полезно бывает спросить других людей во сне, в особенности, если они, по вашему мнению, знают ответ на вопрос. Так, пытаясь решить какую-нибудь физическую проблему, неплохо было бы задать вопрос, скажем, Альберту Эйнштейну. Если вам нужен непременно авторитетный советчик, попробуйте воспользоваться техникой раскручивания, чтобы попасть в новую ситуацию. Или просто обследуйте мир, в который вы попали, сохраняя в памяти свой вопрос и внимательно наблюдая за знаками, способными привести к ответу. Помните, что на бессознательном уровне вы знаете намного больше, чем можете себе вообразить; среди этих знаний может быть и решение вашей проблемы.
4. Получив ответ, не забудьте проснуться и вспомнить свой сон.
Получив удовлетворяющий вас ответ, с помощью одного из описанных методов (или вашего собственного) выведите себя из состояния сна.
Сразу же запишите, по крайней мере ту часть сна, которая содержит ответ. Запишите сон, даже если, по вашему мнению, он не дал ответа на поставленный вопрос из-за того, что картина начала расплываться.
Впоследствии может выясниться, что ответ был замаскирован, и вы его сразу не обнаружили.
7.2. Семинар в осознанном сновидении
В принципе, можно строить не только умозрительную модель какой-то конкретной проблемы, но даже семинар для решения целой серии проблем или для стимулирования творческого процесса.
УПРАЖНЕНИЕ: СЕМИНАР В ОСОЗНАННОМ СНОВИДЕНИИ
Ниже излагаются некоторые соображения по поводу устройства в осознанном сновидении семинара для самого себя. Вам потребуется вдохновляющая обстановка, авторитетные помощники и мощные средства.
Первым шагом будет создание окружения. Если вам нужна роскошная обстановка, можете создать ее. Если вам нужно почувствовать себя нищим художником, будьте им. Если вы компьютерный программист, можете сесть за самую совершенную машину. Можете создать уединенную крепость на необитаемой планете или окружить себя компаньонами. Пусть ваши окна и двери выходят в другие измерения, где можно получить помощь. Окружив себя обстановкой по своему вкусу в первом приближении, при последующих посещениях добавляйте что-нибудь еще для удобства: справочную библиотеку, благоустроенное рабочее место - все, что вам может потребоваться для вдохновенного и высокопродуктивного творчества.
Создав необходимое окружение, заручитесь поддержкой помощников - экспертов, учителей, ассистентов, чародеев, муз, консультантов, галактического совета. Если хотите научиться рисовать - позовите Рембрандта. Сходите на рыбалку с Хемингуэем или Гессе, чтобы поговорить о своей будущей повести. Посоветуйтесь со своими помощниками, с чего вам начать ваши творческие изыскания. Постройте или создайте силой своего воображения необходимые средства - генератор идей или волшебную кисть.
Если это упражнение у вас получится, не забывайте посещать свой семинар при каждом удобном случае. Умозрительная модель будет постоянно совершенствоваться, стимулируя ваше творчество. Чем больше задач вы будете решать, тем больше у вас будет вдохновения, тем больше пользы вы получите от своего семинара.
Раньше Дальше
|