III
РАБОЧАЯ СИСТЕМА ТЕОСОФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
ЦЕЛИ ОБЩЕСТВА
Спрашивающий. Каковы цели "Теософического Общества"?
Теософ. Их три, и такими они были с самого начала.
1. Образовать ядро Всеобщего Братства Человечества без различий расы, цвета
кожи или вероисповедания.
2. Способствовать изучению арийских и других писаний, мировых религий и
разных наук, отстаивать важность значения древних азиатских источников, а
именно, принадлежащих к браманистской, буддийской и зороастрийской философиям.
3. Исследовать скрытые тайны Природы во всевозможных аспектах, и в
особенности психические и духовные способности, скрытые в человеке. Вот в общих
чертах три основные цели Теософического Общества.
Спрашивающий. Можете ли вы сообщить о них более подробную информацию?
Теософ. Мы можем подразделить каждую из этих трёх целей на столько
отдельных пунктов, сколько окажется необходимым.
Спрашивающий. Тогда давайте начнём с первой. К каким средствам можете
вы прибегнуть, чтобы распространить чувство братства среди рас, весьма различных
в своих религиях, обычаях, убеждениях и образе мысли?
Теософ. Позвольте мне прибавить к этому то, о чём вы, похоже,
умалчиваете. Ведь мы знаем, что за исключением остатков двух древних наций —
парсов и евреев, — каждая не только имеет распри с другими, но и разделена даже
внутри себя самой. Этим особенно отличаются так называемые христианские нации.
Поэтому вы удивляетесь, и наша первая цель представляется вам утопией. Не так
ли?
Спрашивающий. Да, но что же вы на это скажете?
Теософ. Против самого факта — ничего, но могу сказать очень многое о
необходимости устранения причин, делающих Всеобщее Братство в настоящее время
невозможным.
Спрашивающий. Каковы же, на ваш взгляд, эти причины?
Теософ. Первая и главнейшая — это естественный эгоизм человеческой
натуры. Вместо того, чтобы искореняться, он повседневно стимулируется и
укрепляется религиозным образованием, превращаясь в яростное и непреодолимое
чувство, и образование это склонно не только способствовать ему, но и решительно
его оправдывать. Представления людей о правильном и неправильном были полностью
извращены буквальным принятием еврейской Библии. Всё бескорыстие
альтруистических учений Иисуса стало просто теоретическим предметом ораторских
упражнений с кафедры, тогда как принципы практического эгоизма, которым учит
Моисеева Библия, и против которых Христос столь тщетно проповедовал, прочно
укоренились в самой жизни западных наций. "Око за око, зуб за зуб" стало первой
заповедью вашего закона. И я заявляю, открыто и бесстрашно, что извращённость
этой доктрины, как и многих других, может искоренить только теософия.
Раньше Дальше
|