I
ТЕОСОФИЯ И ТЕОСОФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ
Спрашивающий. Теософию и её учения часто называют новомодной религией.
Религия ли это?
Теософ. Нет. Теософия — это Божественное Знание или Наука.
Спрашивающий. Каков истинный смысл этого термина?
Теософ. Это "Божественная Мудрость", qeosojia
(Теософия) или мудрость богов, как qeogonia (теогония)
— родословие богов. Слово qeoV по-гречески означает
"бог", одно из божественных существ, но, конечно же, не "Бог" том смысле, какой
ему придают в наши дни. Следовательно, это не "мудрость Бога", как переводят
некоторые, а божественная мудрость — такая, какой обладают боги. Этому
термину много тысяч лет.
Спрашивающий. Каково происхождение этого названия?
Теософ. Оно пришло к нам от александрийских философов, называвшихся
"любящими истину", филалетами, от jil — "любящий", и
alhqeia — "истина". Слово "теософия" датируется третьим
веком нашей эры, и в употребление его ввели Аммоний Сакк и его ученики*,
положившие начало эклектической теософической системе.
__________
* Также называемые аналогетиками. Как объяснил в
своей "Эклектической Философии" профессор А. Уайлдер (член Теософического
Общества), их называли так из-за практики интерпретации всех священных легенд и
повествований, мифов и мистерий по принципу аналогии и соответствия: так что
события, о которых рассказывалось, как о случившихся во внешнем мире,
рассматривались, как выражающие действия и опыт человеческой души. Их также
называли неоплатониками. Хотя теософию, или эклектическую теософическую систему,
обычно относят к третьему веку, всё же, если можно доверять Диогену Лаэртскому,
её источник значительно древнее, поскольку он приписывал эту систему египетскому
жрецу Пот-Амуну, жившему в ранний период династии Птолемея. Тот же автор
сообщает нам, что название это коптское и обозначает то, что посвящено Амуну,
богу мудрости. Теософия является эквивалентом брахма-видьи, божественного
знания.
Спрашивающий. Что было целью этой системы?
Теософ. Во-первых, внушить ученикам и всем "любящим истину" некоторые
великие нравственные истины. Отсюда и девиз, принятый Теософическим Обществом —
"Нет религии выше истины"*. Главной целью основателей эклектической
теософической школы была одна из трёх целей их современного последователя —
Теософического Общества, а именно — примирить все религии, секты и нации общей
системой этики, основанной на вечных истинах.
Спрашивающий. Как вы сможете продемонстрировать, что это не является
несбыточной мечтой и что все мировые религии действительно основываются на одной
и той же истине?
Теософ. Их сравнительным изучением и анализом. "Религия Мудрости" в
древности была единой, и тождество изначальной религиозной философии
доказывается идентичными доктринами, передаваемыми посвящённым во время мистерий — учреждения, некогда распространенного повсеместно. "Все
древние культы указывают на существование предшествовавшей им единственной
теософии. Ключ, открывающий одно, должен открывать всё, иначе он не может быть
верным ключом" ("Эклектическая философия").**
__________
* Эклектическая теософия подразделялась на три
составные части: 1) Вера в единое абсолютное, непостижимое и высшее Божество или
бесконечную сущность, корень всей природы и всего сущего — видимого и
невидимого. 2) Вера в вечную бессмертную природу человека, которая в силу того,
что является излучением Всеобщей Души, единосущна ей. 3) Теургия, "божественная
работа", или выполнение работы богов; от qeoi,
"боги", и ergein — "работа". Термин этот очень стар, но
поскольку он принадлежит к словарю мистерий, он не был
общеупотребительным. Существовала мистическая вера — практически доказанная
посвященными адептами и жрецами — что, сделавшись столь же чистым, как и
бестелесные существа — то есть вернувшись к изначальной чистоте природы —
человек может побудить богов передать ему знание божественных тайн, а иногда
даже сделать их видимыми — субъективно или объективно. Это было высшим аспектом
того, что сейчас называют спиритуализмом; но, но в силу злоупотреблений и
непонимания его в народе, он стал рассматриваться некоторыми как некромантия и в
общем был запрещён. Искаженная практика теургии Ямблиха всё ещё сохраняется в
церемониальной магии некоторых современных каббалистов. Современная теософия
избегает обоих этих видов магии и "некромантии", и отвергает их, как очень
опасные. Настоящая божественная теургия требует почти сверхчеловеческой
чистоты и святости жизни; иначе она вырождается в медиумизм или чёрную магию.
Непосредственные ученики Аммония Сакка, которых называли теодидактосами,
"богом наученными", — такие как Плотин и его последователь Порфирий — поначалу
отвергали теургию, но затем примирились с ней благодаря Ямблиху, написавшему
труд, посвященный этому явлению, озаглавленный "Мистерии", под именем своего
учителя, знаменитого египетского жреца Абаммона. Аммоний Сакк был сыном
родителей-христиан, и, поскольку с самого детства его отталкивало догматическое
христианство, стал неоплатоником. Говорят, что ему, как Якобу Бёме и другим
великим провидцам и мистикам, в снах и видениях открылась божественная мудрость.
Отсюда и его имя — Теодидактос. Он решил примирить все религиозные системы, и
показав их общий источник, установить одно всеобщее вероучение, основанное на
этике. Его жизнь была столь безупречной и чистой, а учение — столь глубоким и
обширным, что несколько отцов церкви стали его тайными учениками. Климент
Александрийский был о нём очень высокого мнения. Плотин, "святой Иоанн" Аммония,
также был всеми уважаемым и почитаемым, человеком самой глубочайшей учёности и
порядочности. В возрасте 39 лет он сопровождал римского императора Гордиана и
его армию в походе на Восток, чтобы получить наставления от мудрецов Бактрии и
Индии. У него была школа философии в Риме. Его ученик Порфирий, настоящее имя
которого было Малек (эллинизированный иудей), собрал все труды своего Учителя.
Он сам был великим писателем и дал аллегорическую интерпретацию некоторым частям
сочинений Гомера. Система медитации, к которой прибегали филалеты, была
экстатической, родственной практике индийской йоги. Тем, что известно об
Эклектической Школе, мы обязаны Оригену, Лонгину и Плотину, непосредственным
ученикам Аммония. (Смотри "Эклектическую философию" А. Уайлдера).
** A.
Wilder, "Eclectic Philosophy"
Раньше Дальше
|