О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ
Спрашивающий. Тогда как вы объясните то, что человек наделён духом или
душой? Откуда они?
Теософ. От Мировой Души. Конечно, они не дарованы личностным
Богом. Откуда у медузы водный элемент? Из окружающего её океана, в котором она
живет, дышит и существует и куда она вернется, когда растворится.
Спрашивающий. Так вы отрицаете учение, что душа дана или вдохнута в
человека Богом?
Теософ. Мы обязаны это сделать. Душа, о которой говорится в главе II
"Бытия" (стих 7), — это, как там сказано, "душа живая" или нэфеш (то есть жизненная или животная душа), которой Бог (мы говорим "природа" или непреложный закон) наделяет человека, так же, как и всякого животного.
Это вовсе не мыслящая душа или ум, и менее всего это бессмертный дух.
Спрашивающий. Хорошо, давайте сформулируем иначе: это Бог ли наделяет
человека человеческой разумной душой и бессмертным духом?
Теософ. При такой постановке вопроса мы снова должны отрицать это. Раз
мы не верим в личностного Бога, как можем мы верить, что он чем-то
наделяет человека? Но допуская, ради аргументации, существование Бога, который
берёт на себя риск создавать новую душу для каждого вновь рожденного младенца,
то всё, что можно сказать — так это то, что такого Бога вряд ли можно считать
наделенным хоть какой-либо мудростью или предвидением. А некоторые другие
трудности и невозможность примирить это с заявлениями о милосердии,
справедливости, беспристрастии и всеведении такого Бога, уж точно являют собой
смертоносные рифы, на которых эта богословская догма разбивается ежедневно и
ежечасно.
Спрашивающий. Что вы имеете в виду? Какие трудности?
Теософ. Я имею в виду неопровержимый аргумент, однажды предложенный в
моём присутствии знаменитым сингальским буддийским проповедником христианскому
миссионеру, которого вовсе нельзя было назвать невежественным или
неподготовленным к той публичной дискуссии, на которой этот аргумент был
выдвинут. Это было недалеко от Коломбо, и миссионер попросил старейшину
Мегаттивати привести свои доводы, почему христианский Бог не может быть принят
"язычниками". Ну и миссионер занял в этой достопамятной дискуссии почётное
второе место, впрочем, как обычно.
Спрашивающий. Хотел бы я знать, каким образом.
Теософ. Очень просто. Буддийский проповедник начал с вопроса к падре,
давал ли Бог Моисею заповеди, которых должны были придерживаться только люди, а
сам Бог нарушал бы. Миссионер с негодованием отверг это предположение. "Хорошо,
— сказал оппонент, — вы говорите, что Бог не делает исключений из этого правила,
и что ни одна душа не может родиться без его воли. Но среди прочего Бог
запрещает и прелюбодеяние, и всё же вы говорите, что это он создает каждого
рождающегося младенца, и он наделяет его душой. Должны ли мы понимать это так,
что миллионы детей, рожденных в преступлении и прелюбодеянии, являются делом
Бога? И что ваш Бог, запрещая и карая нарушение своих законов, тем не менее,
ежедневно и ежечасно творит души как раз для таких детей? Согласно
простейшей логике, ваш Бог — соучастник преступления, поскольку без его помощи и
вмешательства такие "дети греха" родиться бы не могли. Где же справедливость,
когда не только виновные родители, но и невинный младенец караются за то, что
сделано самим Богом, чью полную невинность вы оправдываете?" Миссионер посмотрел
на свои часы и вдруг нашёл, что уже слишком поздно для продолжения дискуссии.
Спрашивающий. Вы забываете, что все такие необъяснимые случаи являются
таинствами, и что нашей религией нам запрещено совать нос в таинства Бога.
Теософ. Нет, мы не забываем, а просто отвергаем такие невозможные
вещи. Не хотим и вас заставлять верить в то же, что и мы. Мы лишь отвечаем на
заданные вами вопросы. У нас, однако, есть другое название для ваших "таинств".
Раньше Дальше
|