БУДДИЙСКОЕ УЧЕНИЕ О ДУШЕ
Спрашивающий. Что говорит буддизм о душе?
Теософ. Это зависит от того, имеется ли в виду экзотерический,
популярный буддизм, или его эзотерические учения. Учение первого раскрывается в
"Буддийском катехизисе" таким образом: "Душа рассматривается как наименование,
используемое невеждами для выражения ложного представления. Если всё подвержено
изменениям, то не является исключением и человек, и каждая материальная часть
его должна меняться. То, что подлежит переменам, непостоянно, так что не может
быть бессмертия для переменчивой вещи". Это кажется простым и определенным. Но
когда мы подходим к вопросу о том, что новая личность в каждом последующем
рождении представляет собой совокупность скандх, или принадлежностей старой личности, и спрашиваем, является ли она новым существом, в котором
ничего не осталось от старого, мы читаем: "В одном смысле это — новое существо,
в другом — нет. В течение жизни скандхи постоянно изменяются, и тогда как
сорокалетний мужчина А. Б. считается тождественен по своей личности
восемнадцатилетнему юноше А. Б., всё же в силу постоянного разрушения и
восстановления тела и изменения ума и характера, он уже другое существо. Тем не
менее, человек в пожилом возрасте справедливо пожинает плоды, награды или
страдания, последовавшие из его мыслей и поступков на всех предыдущих стадиях
его жизни. Так и новое существо нового воплощения, будучи той же самой индивидуальностью, что и раньше (но не той же личностью), но в изменённой
форме, или с новой суммой скандх, справедливо пожинает последствия своих
действий и мыслей в прошлом существовании." Это трудная для понимания
метафизика, но она, никоим образом, прямо не выражает неверия в душу.
Спрашивающий. Разве не говорится подобного и в "Эзотерическом
буддизме"?
Теософ. Говорится, поскольку это учение принадлежит и эзотерическому
буддизму или Тайной Мудрости, и экзотерическому буддизму, или религиозной
философии Гаутамы Будды.
Спрашивающий. Но нам ясно сказали, что большинство буддистов не верят
в бессмертие души?
Теософ. И мы тоже, если под душой вы подразумеваете личное эго,
или жизненную душу — нэфеш. Но каждый учёный буддист верит в
индивидуальное или божественное Я. Те, кто не верят в него, ошибаются в
своих суждениях. Здесь они так же заблуждаются, как и те христиане, которые
путают богословские вставки более поздних редакторов Евангелий о преисподней и
адском огне, с дословными высказываниями Иисуса. Ни Будда, ни даже
"Христос" никогда ничего не писали сами, но оба говорили аллегориями и
"притчами", как делали настоящие посвященные и будут делать ещё долго. Оба
Писания очень осторожно трактуют эти сложные метафизические вопросы; и
буддийские и христианские записи грешат избытком экзотеризма, и в обоих случаях
мёртвая буква в своём значении хватает через край.
Спрашивающий. Вы хотите сказать, что ни учение Будды, ни учение Христа
до сих пор не были правильно поняты?
Теософ. Именно это я и имею в виду. Оба благовествования, и буддийское
и христианское, проповедовались с одной и той же целью. Оба реформатора были
горячими филантропами и практическими альтруистами, несомненно
проповедовавшими социализм благороднейшего и высочайшего типа, самопожертвование
до самого, пусть скорбного, конца. "Пусть грехи всего мира падут на меня, чтобы
я мог облегчить беды и страдания человека!" — взывает Будда... "Я не допущу,
чтобы плакал кто-либо, кого я мог уберечь!" — восклицает принц-нищий, облачённый
в кладбищенские лохмотья отречения. "Придите ко мне все труждающиеся и
обремененные, и я успокою вас" — таков был призыв к бедным и обездоленным
"Человека Скорбей", которому негде было преклонить голову. Учение обоих
составляют безграничная любовь к человечеству, милосердие, прощение обид,
забвение себя, сострадание к заблуждающимся массам, оба проявляют одинаковое
презрение к богатым и не делают никакого различия между своими и чужими. Их
стремлением было, не открывая святых мистерий посвящения всем, дать
невежественным и введенным в заблуждение, чьё бремя в жизни было слишком тяжелым
для них, веру и намёк на истину, достаточные, чтобы поддержать их в тяжелые
часы. Но цели обоих реформаторов не были достигнуты из-за избытка рвения их
позднейших последователей. Слова Учителей неверно поняты и истолкованы —
взгляните на последствия!
Спрашивающий. Но Будда уж точно должен был отрицать бессмертие души,
если так говорят все востоковеды и его собственные жрецы!
Теософ. Архаты начали, следуя политике своего Учителя, а большинство
последующих священнослужителей не были посвящены, в точности как и в
христианстве; и так, мало-помалу, эзотерические истины были почти утрачены.
Доказательство этому — то, что из двух существующих шри-ланкийских сект "сиамцы"
верят, что смерть — это абсолютное уничтожение индивидуальности и личности, а
другие объясняют нирвану так же, как и мы, теософы.
Спрашивающий. Но почему, в таком случае, в вопросе веры в душу буддизм
и христианство представляют два противоположных полюса?
Теософ. Потому что условия, в которых они проповедовались, не были
одинаковыми. В Индии брахманы, ревнители своего высшего знания и отлучавшие от
него все касты, кроме собственной, повергли миллионы людей в идолопоклонство и
почти фетишизм. Будда должен был нанести смертельный удар избытку нездоровой
фантазии и фанатичных предрассудков, проистекающих из такого невежества, какое
редко наблюдалось и до, и после. Для "тех, кто взывает к своим богам, но
остаётся неуслышанным или не удостаивается внимания", кто живёт и умирает в
умственном отчаянии, уж лучше философский атеизм, чем это невежественное
поклонение. Ему первым делом пришлось пресечь этот грязный поток предрассудков и
искоренить заблуждения, прежде чем он мог давать истину. А поскольку он
не мог дать всего, по той же самой причине, что и Иисус, который
напоминал своим ученикам, что Тайны Царствия Небесного — не для
необразованных толп, но только для избранных, и потому "говорил с ними притчами"
(Матф. XIII, 11), предосторожность заставила Будду сокрыть слишком
многое. Он даже отказался сказать монаху Ваччхаготте, есть ли в человеке
"я". Принуждаемый к ответу, "Возвышенный хранил молчание"*.
__________
* Будда дал Ананде, своему посвящённому
ученику, который поинтересовался причиной этого молчания, простой и
недвусмысленный ответ в диалоге, переведенном Ольденбургом из Самьюттака Никаи:
"Ананда, если бы я, когда странствующий монах Ваччхаготта спросил меня:
"Существует ли "я"?" ответил: "я существует", тогда это, Ананда, подтвердило бы
доктрину шраманов и брахманов, верящих в постоянство. Если бы я, когда
странствующий монах Ваччхаготта спросил меня: "Никакого "я" нет?" ответил: "Я не
существует", то это, Ананда, подтвердило бы доктрину тех, кто верит в
уничтожение. Если бы, когда странствующий монах Ваччхаготта спросил меня:
"Существует ли я?", я ответил: "я существует", то разве послужило бы это моей
цели — привести его к знанию того, что все существования (дхармы) это не-я? Но
если бы я ответил: "я не существует", то это, Ананда, только бросило бы
странствующего монаха Ваччхаготту одной путаницы в другую: "Моё я, оно что,
разве не существовало раньше? А теперь его больше нет!"." Это лучше, чем
что-либо, показывает что Гаутама Будда скрывал эти сложные метафизические
доктрины от народа, чтобы не запутать его ещё больше. То, что он имел в виду,
было разницей между личным преходящим эго и Высшим Я, изливающим свой свет на
постоянное, духовное "я" человека.
Спрашивающий. Это относится к Гаутаме, но каким образом это касается
Евангелий?
Теософ. Читайте историю и размышляйте над ней. В те времена, к которым
относят евангельские повествования, во всём цивилизованном мире имело место
похожее интеллектуальное брожение, но на Востоке и на Западе оно дало
противоположные результаты. Старые боги умирали. В то время, как в Палестине
цивилизованные классы дрейфовали за неверующими саддукеями к материалистическому
отрицанию и мёртвой букве закона Моисея, а в Риме — к моральному разложению,
низшие и беднейшие классы бросились в колдовство и устремились за чужими богами,
или становились лицемерами и фарисеями. Снова пришло время для духовной реформы.
Жестокий, антропоморфный, и ревнивый Бог иудеев со своими кровавыми законами
типа "око за око, зуб за зуб", с кровопролитиями и жертвоприношениями животных,
должен был быть отодвинут на второе место и заменен милосердным "Отцом, который
в тайне". Последнего нужно было показать не как внекосмического Бога, но как
божественного Спасителя обычного, плотского человека, скрытого в его собственном
сердце и душе — у бедного, как и у богатого. Здесь тайны посвящения могли быть
разглашены не более, чем в Индии, дабы не бросать святыни псам и не метать бисер
перед свиньями, ибо и Открывающий, и его откровения неизбежно будут
попраны ногами. Таким образом, сдержанность Будды и Иисуса — вне зависимости от
того, жил последний в приписываемый ему исторический период, или нет — которые
равно воздерживались от раскрытия Таинств Жизни и Смерти — привела в одном
случае к полному отрицанию в южном буддизме, а в другом — к трём ссорящимся
конфессиям христианской церкви и 300 сектам в одной только протестантской
Англии.
Раньше Дальше
|