РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ДУШОЙ И ДУХОМ
Спрашивающий. Действительно ли вы учите об уничтожении всякой
личности, в чём вас обвиняют некоторые спиритуалисты и французские спириты?
Теософ. Мы этому не учим, но поскольку этот вопрос о двойственности — индивидуальности Божественного Я и личности человеческого
животного — связан также с вопросом о возможности явления истинного бессмертного
Я на сеансах в виде "материализовавшегося духа", что мы отрицаем, как объясняли
ранее, то наши оппоненты и выдвинули эти нелепые обвинения.
Спрашивающий. Вы только что говорили, что психе, если свяжется
с аноей, устремится к полному уничтожению. Что под этим имел в виду
Платон, и что подразумеваете вы?
Теософ. Думаю, что полное уничтожение личного сознания —
исключительный и редкий случай. Слияние личного с индивидуальным или бессмертным
сознанием Я, трансформация или божественное преображение, и полное разрушение
лишь низшей четверки — это общее и почти непреложное правило. Разве
станете вы ожидать, что плотский человек, или временная личность, тень
человека, его "астрал", его животные инстинкты и даже физическая жизнь выживут с
"духовным Я" и станут вечными? Естественно, всё это прекращает существование в
момент смерти тела или вскоре после неё. Со временем всё это распадается и
исчезает из виду, переставая существовать как целое.
Спрашивающий. Тогда вы также отрицаете и воскресение во плоти?
Теософ. Самым решительным образом! Почему должны мы, придерживающиеся
в архаической эзотерической философии древних, принимать нефилософские
спекуляции более позднего христианского богословия, заимствованные из египетских
и греческих экзотерических систем гностиков?
Спрашивающий. Египтяне чтили духов природы и обожествляли даже
луковицы, ваши индусы до сих пор остаются идолопоклонниками, зороастрийцы
поклонялись и всё ещё поклоняются Солнцу, а лучшие греческие философы были либо
мечтателями, либо материалистами — свидетельствами этому Платон и Демокрит. Как
вы можете сравнивать!
Теософ. Так может значиться в вашем нынешнем христианском и даже
научном катехизисе; но для беспристрастных умов это не так. Египтяне чтили
"Единое — Только — Единое", как Ноут, и именно от этого слова Анаксагор
взял своё обозначение нус,
или как он называет его, nouV autokrathV, "ум или дух самодержавный",
archthV kinhdewV, ведущий и изначальный "двигатель" всего. У него нус был Богом, а логос был человеком, его эманацией. Нус —
это дух (будь то в космосе или в человеке), а логос, будь то Вселенная или
астральное тело — эманация первого, при этом физическое тело — просто животное.
Наши внешние чувства воспринимают лишь феномены; один лишь нус может
постичь их нумены. Один лишь логос, или нумен, живёт вечно,
поскольку он бессмертен по самой природе и сути своей, и логос в человеке как
раз и есть то Вечное Я, которое проходит перевоплощения и сохраняется навсегда.
Но как может мимолётная и внешняя тень — временное одеяние божественной
эманации, которая возвращается к тому источнику, из которого она вышла — быть
тем, что "воскресает в нетленности"?
Спрашивающий. Всё же вам вряд ли удастся избежать обвинений в том, что
вы изобрели новое деление человека на духовные и психические составляющие, ведь
ни один философ о нём не говорит, хотя вы и считаете, что так говорит Платон.
Теософ. И я подкреплю этот взгляд. Кроме Платона, той же идеи
придерживался ещё и Пифагор*. Он описывает душу, как самодвижущуюся
единицу (монаду), состоящую из трёх элементов — нус (дух), френ
(ум) и тумос (жизнь, дыхание или нэфеш каббалистов),
соответствующих нашим атма-буддхи (высшая духовная душа), манасу
(Я) и кама-рупе в соединении с низшим отражением манаса. То, что
древнегреческие философы обычно называли душой, мы называем духом или духовной
душой; это буддхи, проводник атмы (которая есть верховное божество
Платона, Агафон). Тот факт, что Пифагор и другие утверждают, что френ и тумос мы разделяем с животными, доказывает, что под ними
подразумевались низшее манасическое отражение (инстинкт) и кама-рупа (страсти
животной жизни). Сократ и Платон приняли этот ключевой принцип и следовали ему,
и если, взяв эти пять начал, а именно, Агафон (который есть божество или атма),
психе (душа в собирательном смысле), нус (дух или разум), френ (физический ум),
и тумос (кама-рупа или страсти), мы добавим к ним эйдолон мистерий, тень или
человеческого двойника, и физическое тело, будет легко показать, что идеи
Пифагора и Платона были тождественны нашим. Даже египтяне придерживались
семеричного деления. Они учили, что душа (Я), уходя, должна пройти через семь
палат, или принципов, как оставленных ею, так и взятых с собой. Единственная
разница была в том, что всегда памятуя о наказании за раскрытие учений мистерий,
а это была смерть, они выдавали учение лишь в общих чертах, тогда как как
мы развиваем и разъясняем его в подробностях. Но хотя мы выдаем миру столько,
сколько можно, даже в нашей доктрине не выдаётся более чем одна существенная
деталь, и лишь тем, кто изучает эзотерическую философию и дал обет
молчания, позволяется знать эти подробности.
__________
* "Платон и Пифагор — говорит Плутарх, —
подразделяют душу на две части — рациональную (нусическую) и иррациональную
(агнойа); рациональная часть души человека вечна, ведь хотя это и не Бог, всё же
она — творение вечного божества; та же часть души, которая лишена разума,
умирает". Современный термин "агностик" происходит от родственного этому слова
agnosis. Хотели бы мы знать, зачем мистеру Гексли, автору этого слова,
понадобилось связывать свой огромный интеллект с "душой, лишённой разума",
которая умирает? Или это преувеличенная скромность современного материалиста?
Раньше Дальше
|