ПОЛИТИКА ТЕОСОФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
Спрашивающий. Во времена Аммония существовало несколько древних
великих религий, и в одних только в Египте и Палестине было множество сект. Как
мог он их примирить?
Теософ. Делая то, что мы снова стараемся делать сейчас. Неоплатоники
составляли большую группу и принадлежали к различным религиозным философиям;*
так же и наши теософы. В те дни иудей Аристобул утверждал, что этика Аристотеля
представляет собой эзотерические учения Закона Моисея; Филон Иудей
пытался примирить Пятикнижие с пифагорейской и платоновской философией; а Иосиф
доказал, что ессеи Кармела были лишь последователями египетских терапевтов
(целителей) и просто их копировали. Так же и в наши дни. Мы можем показать путь
происхождения каждой христианской конфессии, каждой, даже самой маленькой,
секты. Последние — это веточки или побеги, выросшие на более крупных ветвях; но
побеги и ветви берут начало от одного и того же ствола — РЕЛИГИИ МУДРОСТИ.
Доказать это и было целью Аммония, который старался убедить язычников и
христиан, иудеев и идолопоклонников отбросить свои споры и борьбу, помня лишь,
что они владеют одной и той же истиной, только облачённой в разные одежды
только, и что все они — дети одной матери.** Такова же и цель теософии.
__________
* Именно при Филадельфе иудаизм утвердился в
Александрии, и эллинские учителя сразу же стали опасными соперниками Коллегии
Раввинов Вавилона. Как уместно отмечает автор "Эклектической Философии":
"Буддийские, ведантические и магические системы в тот период излагались вместе с
греческими философиями. Неудивительно, что думающие люди полагали, что борьба
из-за слов должна прекратиться и считали возможным выделить из этих различных
учений одну гармоничную систему... Панен, Афинагор и Климент были основательно
обучены платонической философии и понимали, что по сути она едина с восточными
системами".
** Мосхайм говорит об Аммонии: "Понимая, что не только философы
Греции, но и философы различных варварских народов были в совершенном согласии
друг с другом в отношении каждого существенного вопроса, он решил так
истолковать тысячи догматов всех этих различных сект, чтобы показать, что все
они возникли из одного источника и все ведут к одной и той же цели". Если автор
статьи об Аммонии в "Эдинбургской Энциклопедии" знает, о чём говорит, тогда,
там, где он пишет о Теодидактосе, он описывает современных теософов, их
убеждения и работу: "Он взял учения, полученные в Египте (а эзотерические —
индийские), касающиеся Вселенной и Божества, рассматриваемых как составляющие
одно великое целое; а также учение о вечности мира... и установил систему
нравственной дисциплины, в общем, позволявшую людям жить согласно законам своей
страны и требованиям природы, но требовал, чтобы мудрые возвышали свой ум
созерцанием".
Спрашивающий. Чьим авторитетом можете вы подтвердить сказанное вами о
древних теософах Александрии?
Теософ. Почти бесчисленным множеством хорошо известных авторов.
Мосхайм, один из них, говорит:
"Аммоний учил, что религия народа шла рука об руку с философией и вместе с
ней разделила судьбу быть постепенно искаженной и затемненной простым
человеческим тщеславием, предрассудками и ложью; что поэтому её нужно вернуть к
первоначальной чистоте путём удаления этих загрязнений и изъяснения её на
философских принципах; и всё, что намеревался сделать Христос — это восстановить
мудрость древних и вернуть её к своей первобытной целостности, уменьшить до
определённых пределов преобладающую повсюду власть предрассудков, и частью
исправить, а частью и искоренить различные ошибки, которые проникли в различные
народные религии".
Это опять в точности то, что говорят современные теософы. Но тогда как как
великого филалета поддерживали двое Отцов Церкви, Климент и Афинагор, все учёные
раввины Синагоги, Академия и "роща",* помогая ему в проводимой политике, и в то
время, как он учил общей доктрине для всех, мы, продолжатели его линии, не
получаем никакого признания, а наоборот, подвергаемся оскорблениям и
преследованиям. Таким образом, оказывается, что 1500 лет назад люди были более
терпимыми, чем сейчас в этой просвещенной стране.
__________
* Так называли Афинскую Академию — прим. ред.
Спрашивающий. Не поддерживала ли его Церковь потому, что, несмотря на
его ересь, Аммоний учил христианству и был христианином?
Теософ. Вовсе нет. Его происхождение было христианским, но сам он
никогда не принимал церковного христианства. Как сказано нём у того же автора:
"Ему нужно было лишь давать наставления в согласии с древними столпами учения
Гермеса, о которых ещё раньше знали Платон и Пифагор, и на которых основали свою
философию. Найдя то же самое в прологе к Евангелию от Иоанна, он справедливо
предположил, что намерением Иисуса было восстановить Великое Учение Мудрости в
его изначальной целостности. Библейские повествования и истории богов он считал
аллегориями, указующими на истину, в противном же случае — выдумками, которые
следует отвергнуть". Более того, как говорится в "Эдинбургской Энциклопедии",
"он допускал, что Иисус Христос был прекрасным человеком и "другом Бога",
но полагал, что в его планы не входило полностью отменить культ даймонов (богов)
и что его единственным намерением было очистить древнюю религию".
Раньше Дальше
|