ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ*
Спрашивающий. Но в чём же разница между ними? Признаюсь, что до сих
пор это для меня тёмный вопрос. Это та самая разница, которую вам никак не
удаётся донести до наших умов.
__________
* Даже в своём "Буддийском катехизисе" полковник
Олкотт, подталкиваемый к тому логикой эзотерической философии, счёл своим долгом
исправить ошибки предыдущих востоковедов, которые не делали этого различия, и
привёл соответствующие аргументы. Так, он пишет: "Последовательные появления на
земле или "спуски в зарождение", танхаически связных частей (скандх)
определенного существа, являются последовательностью личностей. Личность
каждого рождения отличается от личностей предыдущего и последующего рождений.
Карма, этот deus ex machina (бог из машины), принимает личину (или,
скажем, отражается в личности) то мудреца, то ремесленника и так далее через
нить рождений. Но хотя личности постоянно сменяются, единая линия жизни, на
которую они нанизаны как бусины, бежит непрерывно; это всегда именно та конкретная линия, а не какая-либо другая. И потому она индивидуальна.
Индивидуальная жизненная волна, начавшаяся в нирване, или субъектной части
природы, подобно световым или тепловым колебаниям в эфире, начавшимся от
возбудившего их источника, проходит через объектную (предметную) часть природы
благодаря импульсу кармы и творящему направлению танхи (неудовлетворенной
жажды существования) и ведет через многие циклические изменения назад к нирване.
Мистер Рис-Дэвидс называет то, что переходит от личности к личности через
индивидуальную цепь, "характером" или "поведением". Поскольку "характер" — не
просто метафизическая абстракция, а сумма чьих-либо умственных качеств и
нравственных наклонностей, не поможет ли рассеять то, что Рис-Дэвидс (в своей
книге "Буддизм") называет "отчаянной уловкой таинственности", рассмотрение
жизненной волны как индивидуальности, а каждого её проявления через рождение,
как отдельной личности? Совершенной индивидуальностью, с точки зрения буддизма,
является, я бы сказал, Будда, поскольку Будда — ни что иное, как редкий цветок
человечества без малейшей примеси сверхъестественного. И поскольку, бесчисленные
рождения ("четыре асанкхеи и сто тысяч циклов", см. Фаусбёлль и
Рис-Дэвидс, "Буддийские предания о рождении") нужны для развития человека
до состояния Будды, а железная воля стать таковым проходит через все
последовательные рождения, то как мы назовём того, кто изъявляет волю и
стойкость? "Характер"? Это индивидуальность человека — индивидуальность, лишь
частично проявленная в каком-то одном рождении, но выстроенная из фрагментов от
всех рождений." ("Буддийский катехизис", Приложение А, с. 137.)
Теософ. Я постараюсь это сделать, но увы, с некоторыми это сложнее,
чем заставить их испытывать почтение к детским небылицам, в которые они верят,
лишь потому, что сказки эти ортодоксальны, а ортодоксальность
респектабельна. Чтобы хорошо понять эту идею, вам сначала следует изучить два
набора "принципов": духовных, или принадлежащих к бессмертному Я; и материальных, составляющих вечно меняющиеся тела или ряд личностей этого
Я. Давайте присвоим им постоянные названия, и скажем, что:
I. Атма, "Высшее Я", — это дух не мой и не ваш, но подобный солнечному
свету, сияющему для всех. Это повсюду распространённое "божественное начало",
неотделимое от единого и абсолютного Мета-духа, подобно тому, как луч неотделим
от света.
II. Буддхи (духовная душа) — лишь проводник атмы. Ни по отдельности,
ни вместе они не более полезны для тела человека, чем солнечный свет и его лучи
для массы гранита, погребенного в земле, если божественная Дуада не будет
усвоена неким сознанием, отразившись в нём. Ни атма, ни буддхи недосягаемы
для кармы, поскольку атма — сама высший аспект кармы, в некотором смысле её
рабочий агент, а буддхи на этом плане не обладает сознанием. Это сознание,
или ум —
III. Манас*, производное или продукт в отраженной форме ахамкары, "представлении о я", или самости. Таким образом, он, будучи
неотделимо связан с первыми двумя, называется Духовным Я и тайджаси (сияющим). Это и есть настоящая индивидуальность, или
божественный человек. Именно это Я, первоначально воплотившись в неразумную человеческую форму, одушевленную двойственной монадой, но не
сознававшую её присутствия в себе (поскольку у неё не было сознания), сделало из
этой человекоподобной формы настоящего человека. Это — то "эго", то "тело
причинности" (каузальное), которое осеняет каждую личность, в которую карма
заставляет его воплотиться; и именно оно отвечает за все грехи, совершенные
посредством тела в каждом новом теле или личности — в мимолетных масках,
скрывающих на протяжении долгой последовательности жизней истинную
индивидуальность.
__________
* Источником манаса является махат или
"Мировой Разум". Манас — это махат, то есть разум, в человеке. Манас также
называют кшетраджня (познающий поле — прим. пер.), "воплощенный
Дух", поскольку он является, согласно нашей философии, манаса-путрами или
"сынами мирового разума", которые создали, или, скорее, произвели мыслящего человека, "ману", воплотвшись в третьей расе
человечества в нашем круге. Потому именно манас — настоящее воплощающееся и
постоянное духовное Я, индивидуальность, а наши различные и бесчисленные
личности — это лишь его внешние маски.
Спрашивающий. Но справедливо ли это? Почему это Я должно получать
наказание, являющееся результатом тех деяний, о которых оно уже забыло?
Теософ. Оно их не забыло; напротив, оно знает и помнит все свои ошибки
так же, как вы помните то, что делали вчера. Не вообразили ли вы, что Я забыло о
них, лишь на основании того, что память, принадлежащая сложной совокупности
физических соединений, которую мы называем "телом", не сохранила никаких
воспоминаний о том, что сделал его предшественник, бывшая личность? Точно
также назовите несправедливостью то, что новым ботинкам на ногах мальчишки,
которого порют за воровство яблок, приходится терпеть наказание за то, о чём они
ничего не знают.*
Спрашивающий. Но разве не существует никаких способов сообщения между
духовным и человеческим сознанием, или памятью?
Теософ. Конечно, таковые имеются; но ваши современные психологи их
никогда не признавали. Чему можно приписать интуицию, "голос совести",
предчувствия, смутные и неопределенные воспоминания и тому подобное, если не
таким вот связям? Если бы большинства людей, хотя бы образованных, была тонкая
духовная восприимчивость Колриджа, отдельные замечания которого показывают,
сколько в нём было интуиции! Посмотрите, с каким уважением говорит он о
вероятности того, что "все мысли сами по себе неуничтожимы": "Если бы нужно было
сделать эту способность нашего разума (внезапные прояснения памяти) более
полной, потребовалась бы лишь иная, подходящая организация: тело небесное
вместо тела земного — для того, чтобы перед каждой душой человеческой
предстал во всей полноте совокупный опыт её предшествующего существования
(а точнее — существований)." И это тело небесное и есть наше
манасическое Я.
Раньше Дальше
|