IX
О КАМА-ЛОКЕ И ДЭВАЧАНЕ
О СУДЬБЕ НИЗШИХ "ПРИНЦИПОВ"
Спрашивающий. Вы говорили о кама-локе — что это такое?
Теософ. Когда человек умирает, три его низших принципа, то есть тело,
жизнь и её проводник — астральное тело или двойник живого человека —
покидают его навсегда. Затем же его четвертый (центральный и средний) принцип —
животная душа или кама-рупа, вместе с тем, что ей удалось усвоить из
низшего манаса, и высшая триада оказываются в кама-локе. Это астральное
местопребывание, limbus схоластической теологии, аид древних и, строго
говоря, она является местом лишь в переносном смысле. У неё нет ни определенной
площади, ни определенных границ, а существует она внутри субъектного
пространства, то есть за пределами нашего чувственного восприятия. И всё же
кама-лока существует, и именно там астральные эйдолоны всех живших существ,
включая и животных, ожидают своей второй смерти. К животным она приходит
с распадом и полным затуханием их астральных частиц, всех до последней. Для
человеческого эйдолона она начинается тогда, когда триада (атма-буддхи-манас)
"отделяется" от своих низших принципов, или отражения бывшей личности,
погружаясь в состояние дэвачана.
Спрашивающий. А что происходит после этого?
Теософ. Потом кама-рупа, которая есть фантом, лишенный наполнявшего её
мыслящего принципа, высшего манаса, а затем и низшего аспекта манаса,
животного разума, больше не получающего света от высшего ума, и не имеющего
больше физического мозга, через который можно было бы действовать, разрушается.
Спрашивающий. Каким образом?
Теософ. Ну, она оказывается в состоянии лягушки, которой вивисектор
удалил некоторые части мозга. Она не может больше думать — даже на низшем
животном уровне. Отныне это даже не низший манас, поскольку этот "низший" —
ничто без "высшего".
Спрашивающий. А не эта ли нежить материализуется на сеансах у
медиумов?
Теософ. Именно она. Однако она не является существом лишь в части
способностей мыслить и рассуждать, но всё же это — существо, хотя и
астральное и флюидическое, что и демонстрировалось в некоторых случаях, когда
магнетически и несознательно притянувшись к медиуму, она временно оживлялась и
жило в нём, подобно временному заместителю. Это "привидение" или кама-рупу можно
сравнить с медузой, которая, находясь в своей водной стихии (которую мы
сравниваем со специфической аурой медиума), имеет эфирный, студенистый вид, но
которая, будучи выброшена из неё, тут же растворяется в руках или на песке,
особенно на солнце. В ауре медиума она живёт как бы за другого, а рассуждает и
говорит через мозг либо медиума, либо кого-нибудь из других присутствующих. Но
это заведет нас слишком далеко, в чужие области, в которые у меня нет желания
вторгаться. Давайте придерживаться темы перевоплощения.
Спрашивающий. Так что же с ней? Сколь долго воплощающееся Я остаётся в
состоянии дэвачана?
Теософ. Нас учат, что это зависит от степени духовности, а также от
заслуг и упущений предыдущего воплощения. В среднем — от десяти до пятнадцати
столетий, как я уже вам говорила.
Спрашивающий. Но почему это Я не может проявляться и общаться со
смертными, как хотят представить это спириты? Что может удержать мать от общения
с ребенком, которого она оставила на земле, или мужа от общения с женой и так
далее? Это весьма утешительное верование, я должен признать, и неудивительно,
что люди не хотят его оставлять.
Теософ. Их и не принуждают к этому, если конечно они сами не
предпочтут правду вымыслу, каким бы "утешительным" он ни был. Наши доктрины
могут быть не близки спиритуалистам, однако ничто из того, во что мы верим и
чему учим, не является и в половину таким эгоистичным и жестоким, как то, что
проповедуют они.
Спрашивающий. Я вас не понимаю. Что эгоистично?
Теософ. Их доктрина о возвращении духов, подлинных "личностей", как
они говорят; и я вам скажу почему. Если дэвачан — зовите его "раем", если
хотите, или "местом наивысшего счастья и блаженства", — и есть именно такое
место (или, скажем, состояние), то логика подсказывает нам, что в нём не может
быть ни печали, ни малейшего страдания. "Бог утрет слезы" тем, кто в раю, читаем
мы в книге многих обещаний. А если "духам мертвых" позволить возвращаться и
видеть всё происходящее на земле, а в особенности — в их домах, какое же
блаженство может быть им уготовано?
Раньше Дальше
|