XI
О ТАЙНАХ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ РОЖДЕНИЯ
Спрашивающий. Вы имеете в виду, что все мы прежде уже жили на земле в
многочисленных прошлых воплощениях и будем жить так же и дальше?
Теософ. Да. Жизненный цикл или, точнее, цикл сознательной жизни
начинается с разделения смертного животного человека на два пола и кончится с
завершением последнего поколения в седьмом круге и седьмой расе человечества.
Учитывая, что мы находимся теперь лишь в четвёртом круге и пятой расе,
продолжительность этого периода легче представить, чем выразить.
Спрашивающий. И мы всё это время продолжаем воплощаться в новые
личности?
Теософ. Несомненно, поскольку этот жизненный цикл, или период
воплощений, лучше всего будет сравнить с человеческой жизнью. Как каждая такая
жизнь состоит из дней деятельности, разделенных ночами сна, или бездействия, так
и в цикле воплощений за деятельной жизнью следует отдых в дэвачане.
Спрашивающий. Именно эту последовательность рождений и называют обычно
реинкарнацией?
Теософ. Именно так. И лишь этими рождениями достигается непрерывное
продвижение бесчисленных миллионов "Я" к конечному совершенству и отдыху,
который будет равен по своей продолжительности периоду активности.
Спрашивающий. Чем же определяются продолжительность и особенности этих
воплощений?
Теософ. Кармой, вселенским законом справедливого воздаяния.
Спрашивающий. Это разумный закон?
Теософ. Для материалиста, который называет закон периодичности,
управляющий поведением всех тел, как и прочие законы природы, слепыми силами и
механическими закономерностями, карма, без сомнения, будет лишь законом
случайностей, и не более. Для нас же никакое прилагательное или определение не
может описать того, что безлично и представляет собой не существо, а
универсально действующий закон. Если вы спрашиваете меня о том, движет ли этим
законом какая-то разумная сила, то должна ответить вам, что я этого не знаю. Но
если вы просите меня определить его следствия и сказать вам, каковы они согласно
нашим убеждениям, то я могу ответить, что тысячелетний опыт показал: следствия
эти суть абсолютная и безошибочная справедливость, мудрость и разум. Ибо карма в своих следствиях является безотказным исправителем
людской несправедливости и всех неудач природы, с точностью уравновешивающим
всякое зло; законом воздаяния, который награждает и карает с равной
беспристрастностью. Она в самом строгом смысле "не взирает на лица", и её нельзя
умилостивить или отвратить с помощью молитвы. Таково представление, общее и для
индуистов, и для буддистов, которые все верят в карму.
Спрашивающий. В этом христианские догмы противоречат и тем и другим, и
я сомневаюсь, что кто-либо из христиан примет это учение.
Теософ. Конечно, не примет, и Инмэн дал объяснение этому уже много лет
назад. По его словам, "Христиане поверят в любую чепуху, которую Церковь
провозгласит предметом веры... буддисты же считают, что что-либо противоречащее
здравому смыслу не может быть истинным учением Будды".* Буддисты не верят ни в
какое прощение грехов, разве что после соответственного и справедливого
наказания за каждое злое дело или мысль в каком-нибудь будущем воплощении и
после соразмерной компенсации пострадавшим сторонам.
__________
* Далай-лама XIV по этому поводу говорит: "Когда
мы исследуем некоторые измерения и описания в том виде, в каком они имеют место
в наших собственных текстах, то иногда выясняется, что они не соответствуют
реальному положению вещей. В таком случае нам остаётся согласиться с
реальностью, а не с дословным толкованием священных текстов. Именно в этом
должен заключаться общий буддийский подход. (Интервью в Бодхгае, 1981—1985 г.)
Прим. пер.
Спрашивающий. Где же об этом говорится?
Теософ. В большинстве их священных книг. В "Колесе Закона" вы можете
найти следующее утверждение теософии: "Буддисты верят, что каждое действие,
слово и мысль имеют свои последствия, которые рано или поздно проявятся в
настоящем или в будущем состоянии. Злые дела породят дурные последствия, добрые
дела породят хорошие последствия, процветание в этом мире или рождение на
небесах (дэвачан) ... в грядущем состоянии."
Спрашивающий. Разве христиане не верят в то же самое?
Теософ. О, нет — они верят в прощение и отпущение всех грехов. Им
обещано, что если только они будут верить в кровь Христа — невинной
жертвы! — кровь, пролитую им во искупление грехов всего человечества, то это
загладит всякую вину и смертный грех. Мы же не верим ни в искупление чужой вины,
ни в возможность прощения хотя бы и малейшего греха любым богом, даже
"личностным Абсолютом" или "Бесконечным", если такое вообще может
существовать. Во что мы верим — так это в строгую и беспристрастную
справедливость. Неизвестное Вселенское Божество, представителем которого
является карма, мы представляем себе как силу, которая не может ошибиться и не
знает, таким образом, ни гнева, ни милости — ничего, кроме абсолютной
справедливости, которая предоставляет всякой причине, большой или малой,
производить свои неизбежные следствия. Слова Иисуса: "Какою мерою мерите, такою
и вам будут мерить" (Мф. VII, 2) ни буквально, ни иносказательно не содержат
никакого указания на возможность будущего прощения или спасения за счёт
какого-либо избавителя. Вот почему, признавая справедливость этого заявления,
что мы и делаем в своей философии, мы считаем невозможным преувеличить важность
прощения, милосердия и забвения взаимных обид. "Не противься злому" и "воздавай
добром за зло" — это буддийские заповеди, и впервые они были проповеданы как раз
с учётом неумолимости закона кармы, ибо для человека брать на себя его
исполнение было бы в любом случае кощунственной самонадеянностью. Человеческий
закон вправе прибегать к ограничительным, но никак не к карательным мерам; а тот
человек, который, веря в карму, всё-таки мстит за себя и отказывается прощать
любой нанесённый ему вред, и тем воздавать добром за зло — преступник, и лишь
вредит самому себе. Ведь карма непременно накажет того, кто причинил вред
другому, и тот, кто вместо того, чтобы предоставить наказание Великому Закону,
пытается внести свою дополнительную лепту в дело возмездия, лишь подаёт тем
самым повод к грядущему вознаграждению своего собственного врага и наказанию для
себя самого. Безошибочный "регулятор" в каждом предыдущем воплощении оказывает
влияние на качество последующего, и определяет его совокупность заслуг и
проступков.
Спрашивающий. Можем ли мы, в таком случае, судить о прошлом человека
по его настоящему?
Теософ. Исключительно в том смысле, что его настоящая жизнь такова,
какой она должна быть по справедливости, чтобы в ней можно было искупить грехи
прошлой жизни. Конечно — за исключением провидцев и великих адептов — мы,
простые смертные, не можем узнать, каковы были эти грехи. Недостаток сведений не
позволяет нам даже определить, какой была юность того или иного старика; по тем
же причинам мы не вправе делать какие-либо окончательные выводы о прошлой жизни
человека, судя лишь по тому, что мы видим в его теперешней жизни.
Раньше Дальше
|