ЕСТЬ ЛИ У БОГА ПРАВО ПРОЩАТЬ?
Теософ. На доктрину искупления — на ту опасную догму, в которую вы
верите и которая учит, что, как бы ни были велики наши преступления перед
законом божьим и человеческим, мы должны лишь верить в самопожертвование Иисуса
для спасения всего человечества, и его кровь смоет с нас все грехи. Вот уже
двадцать лет как я выступаю против неё, и сейчас я хотела бы привлечь ваше
внимание к абзацу из "Разоблаченной Изиды", написанному в 1875 году. Вот что
провозглашает христианство и вот против чего мы восстаём:
"Милость Божья безгранична и неизмерима. Невозможно представить себе такой
страшный человеческий грех, которого цена, уплаченная вперёд за спасение
грешника, не изгладила бы, будь он в тысячу раз ужасней. И, более того, никогда
не поздно раскаяться. Пусть даже преступник ожидал последней минуты последнего
часа последнего дня своей земной жизни, чтобы побелевшими губами прочесть
исповедание веры — он всё равно может попасть в рай: умирающий разбойник сделал
это, и его примеру могут последовать все, кто столь же порочен. Таково учение
Церкви и духовенства, самонадеянно вбиваемое в головы ваших соотечественников
самыми популярными проповедниками Англии, прямо в "свете XIX столетия", этого
наиболее парадоксального из всех веков. Ну, и к чему же это ведет?
Спрашивающий. Разве это не делает христиан счастливее, чем буддистов и
индуистов?
Теософ. Нет; во всяком случае, не людей образованных, поскольку
большинство из них уже давно фактически разуверилось в этой жестокой догме. Но
тех, кто до сих пор в неё верит, она может привести к любому мыслимому
преступлению легче, чем кого-либо другого. Позвольте мне привести вам ещё
одну цитату из "Изиды":
"Если мы выйдем за пределы узкого кружка вероисповедания и будем
рассматривать вселенную, как целое, уравновешенное изысканным приспособлением
частей, — как вся здравая логика, как самое малое, чуть брезжащее чувство
справедливости восстаёт против такого искупления чужой вины! Если бы преступник
согрешил лишь против самого себя и не причинил бы зла никому другому, как только
себе; если бы искренним раскаянием он мог стереть прошлые деяния — не только из
памяти людей, но и из тех неразрушимых записей, которые ни одно божество — даже
высочайшее из высочайших — не может заставить исчезнуть, тогда эту догму можно
было бы понять. Но утверждать, что можно причинять зло своему собрату, убивать,
нарушать равновесие общества и естественный порядок вещей, и затем — из
трусости, надежды или по принуждению, не имеет значения — получить прощение
через веру, что пролитие одной крови смывает другую пролитую кровь, — это
нелепость! Могут ли результаты преступления быть удалены, если бы даже
само преступление было прощено? Следствия причины никогда не бывают ограничены
пределами этой причины; и результаты преступления не могут быть ограничены лишь
тем, что касается только преступника и его жертвы. Каждое доброе, как и каждое
злое деяние имеет свои последствия, столь же осязаемые, как при падении камня в
спокойную воду. Это уподобление избито, но оно самое лучшее, какое только можно
придумать, поэтому будем им пользоваться. Расходящиеся по воде круги бывают
больше или меньше, в зависимости от размеров камня, но даже мельчайший камешек,
даже малейшая пылинка, вызывает в ней рябь. И нарушение это — не только видимое
и на поверхности. Внизу, невидимо, по всем направлениям — вовне и вниз — капля
толкает каплю, пока эта сила не коснется краёв и дна. Более того, воздух над
водой приводится в движение, и это нарушение переходит, как говорят нам физики,
от слоя к слою в пространство на веки вечные; материи был дан импульс, и он
никогда не теряется, никогда не может быть отозван!...
Как с преступлением, так же и с его противоположностью. Действие может быть
мгновенным, последствия же его вечны. Когда, после того как камень был брошен в
пруд, мы сможем вернуть его в руку, откатить обратно круги, уничтожить
потраченную силу, привести эфирные волны обратно в их прежнее состояние небытия
и настолько смести всякий след бросания этого предмета, что даже летописи
Времени не покажут, что это когда-либо совершалось, — вот тогда мы можем
терпеливо выслушать доводы христиан о действенности такого искупления."* И
перестать верить в закон кармы. Но покамест мы призываем весь мир решить, какое
из двух учений в большей степени ценит божественную справедливость, и какое
более разумно — хотя бы согласно простой человеческой очевидности и логике.
____________
* "Разоблачённая Изида", т. II, Глава XI.
Спрашивающий. И все же миллионы верят в христианские догмы — и
счастливы.
Теософ. Благодаря тому, что простой сентиментализм парализует их
умственные способности, на что ни один истинный альтруист и филантроп никогда бы
не согласился. Это даже не мечтательное эгоистическое сновидение, а кошмар
человеческого интеллекта. Подумайте, куда он может привести, и назовите мне
такую языческую страну, в которой преступления так легко совершаются и столь
многочисленны, как в христианских государствах. Взгляните на длинные и ужасные
ежегодные отчеты о преступлениях в Европе; посмотрите на протестантскую и
библейскую Америку. Там случаи обращения в тюрьмах куда более
многочисленны, чем на религиозных вечерах и проповедях. "Взгляните, каков
бухгалтерский баланс христианской справедливости (!). С одной стороны — убийцы с
руками по локоть в крови, подстрекаемые демонами похоти, мщения, алчности,
фанатизма или же просто звериной кровожадностью, которые в большинстве случаев
не дают своим жертвам даже времени раскаяться перед смертью или призвать Христа.
С другой — эти жертвы, которые, конечно, умерли грешными и — если уж следовать
до конца теологической логике — получили по заслугам за свои большие или меньшие
проступки. Ну, а убийца, попавший в руки людского правосудия, заключён в тюрьму,
оплакан сентиментальными людьми, и в то время как они молятся с ним и за него,
он произносит волшебные слова обращения и отправляется на виселицу искупленным
сыном Иисуса! Если бы он никого не убил, то за него бы не молились, он не был бы
искуплен и прощён. Славно же он поступил, совершив убийство, раз такой ценой
обрел для себя вечное блаженство! Ну, а как же жертва, её (или его) семья,
родственники, иждивенцы, социальные связи — им справедливость ничем не воздаст?
Должны ли они страдать на том и этом свете, в то время как убийца сидит возле
"святого разбойника" с Голгофы и благословен навечно? По этому вопросу
духовенство хранит благоразумное молчание"*. И теперь вы знаете, почему теософы
— чьим основным убеждением и надеждой является всеобщая справедливость, как в
раю, так и на земле, а также существование кармы — отвергают эту догму.
__________
* Там же.
Спрашивающий. Значит, конечным назначением человека является не
попадание в рай, в котором царит Бог, а постепенное преобразование материи в её
первоэлемент — дух?
Теософ. Именно к этой цели стремится всё в Природе.
Спрашивающий. Не рассматривают ли некоторые из вас этот союз, то есть
"падение духа в материю", как зло, а новое воплощение — как несчастье?
Теософ. Некоторые так и полагают, а потому стремятся сократить период
своего испытания на земле. Но это "падение" нельзя назвать чистым злом,
поскольку оно обеспечивает нам опыт, который ведет нас к знанию и мудрости. Я
имею в виду тот опыт, который учит нас, что потребности нашей духовной
природы не удовлетворит никакое счастье, кроме счастья духовного. Пока мы в этом
теле, мы подвержены боли, страданию и всем тем неприятностям, которые случаются
в жизни. Вот почему — а также чтобы смягчить эту боль — мы в конце концов
обретаем знание, которое только и может принести нам облегчение и надежду на
лучшее будущее.
Раньше Дальше
|