ТЕОСОФИЯ — НЕ БУДДИЗМ
Спрашивающий. О Вас часто говорят как об "эзотерических буддистах".
Все ли вы в таком случае — последователи Гаутамы Будды?
Теософ. Не более, чем все музыканты являются последователями Вагнера.
Некоторые из нас — буддисты по вероисповеданию; и всё же среди нас гораздо
больше индуистов и брахманов, и больше европейцев и американцев, рожденных
христианами, чем обращённых буддистов. Ошибка возникла из-за неверного
понимания истинного смысла названия прекрасного труда Синнетта "Эзотерический
буддизм", последнее слово в названии которой следовало бы писать с одной, а
не с двумя буквами "д", так как имелся в виду "будхизм", производное от
слова "бодхи" (разум или мудрость), а не буддизм, религиозная философия Гаутамы.
Теософия, как уже было сказано, — это РЕЛИГИЯ МУДРОСТИ.
Спрашивающий. В чём же разница между буддизмом, религией, основанной
принцем Капилавасту, и будхизмом, "учением мудрости", который, как вы
говорите, есть синоним теософии?
Теософ. В том же, в чём разница между тайными учениями Христа, которые
назывались "тайнами царства небесного", и позднейшей обрядностью и догматическим
богословием церкви и сект. "Будда" означает просветлённый бодхи, или
постижением, мудростью. Корнями и ветвями это уходит в эзотерические учения,
которые Гаутама передал лишь своим избранным архатам.
Спрашивающий. Но некоторые востоковеды отрицают, что Будда вообще учил
чему-либо эзотерическому.
Теософ. Они могут с таким же успехом отрицать, что у Природы есть
секреты от людей науки. Далее я докажу это, исходя из беседы Будды с его
учеником Анандой. Его эзотерические учения были просто гупта видья
(тайным знанием) древних брахманов, ключ к которым их современные последователи,
за немногими исключениями, полностью потеряли. И эта видья перешла в то,
что сейчас известно, как внутренние учения школы махаяна северного
буддизма. Те, кто отрицает это — лишь невежды, претендующие на восточную
учёность. Я советую вам почитать "Китайский буддизм" преп. Эдкинса — особенно
главы об экзотерической и эзотерической школах и учениях — а затем сравнить их с
письменными свидетельствами всего древнего мира по этому вопросу.
Спрашивающий. Но разве этика теософии не тождественна той, которой
учил Будда?
Теософ. Конечно, потому что эта этика — душа Религии Мудрости, и
некогда была общим достоянием посвященных всех народов. Но Будда был первым, кто
включил эту возвышенную этику в свои общедоступные учения, и сделал её основой и
самой сущностью своей публичной системы. Именно в этом огромная разница между
экзотерическим буддизмом и любой другой религией. Ибо тогда как как в других
религиях первое и самое важное место занимают обрядность и догмы, в буддизме
всегда больше всего настаивали именно на этике. Этим и объясняется сходство
между этикой теософии и этикой религии Будды, доходящее почти до тождества.
Спрашивающий. А есть ли моменты, по которым есть значительные
расхождения?
Теософ. Одно из больших различий между теософией и экзотерическим
буддизмом состоит в том, что последний, представленный его южной школой,
полностью отрицает: а) существование каких-либо божеств; и б) какую-либо
сознательную жизнь после смерти или даже какую-либо самосознающую
индивидуальность, сохраняющуюся в человеке. По крайней мере, именно таково
учение таиландской секты, которое сейчас считают самой чистой формой
экзотерического буддизма. И это так, если рассматривть лишь общедоступные учения
Будды; причину такой сдержанности с его стороны я объясню далее. Но северные
буддийские школы, учрежденные в тех странах, куда удалились посвящённые архаты
после смерти своего Учителя, учат всему, что сейчас называется теософическими
доктринами, потому что они образуют часть знания посвященных — таким образом
доказывая, что слишком рьяная ортодоксия южного буддизма пожертвовала истиной
ради мертвой буквы. Но насколько более величественным и благородным, более
научным и философским оказывается это учение, даже в своей мёртвой букве, в
сравнении с любой другой церковью или религией! И всё же, теософия — не буддизм.
Раньше Дальше
|