XIII
ОБ ОШИБОЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О ТЕОСОФИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
ТЕОСОФИЯ И АСКЕТИЗМ
Спрашивающий. Я слышал, будто устав вашего Общества предписывает всем
его членам быть вегетарианцами, суровыми аскетами и не вступать в брак; но вы до
сих пор не говорили ничего подобного. Можете ли вы раз и навсегда сказать всю
правду об этом?
Теософ. Правда в том, что наш устав ничего подобного не требует.
Теософическое Общество не только не требует, но даже и не ожидает от своих
членов, чтобы они в чём-то были аскетами, кроме как — если вы называете это аскетизмом — чтобы они стремились приносить пользу людям и не были
эгоистами.
Спрашивающий. И всё же многие ваши члены являются строгими
вегетарианцами и не скрывают своего намерения не вступать в брак. Чаще всего это
те, кто принимает заметное участие в работе вашего Общества.
Теософ. Это вполне естественно, поскольку большинство наших самых
серьёзных сотрудников являются членами внутренней секции Общества, о которой я
вам уже рассказывала.
Спрашивающий. Так значит, в этой внутренней секции вы все-таки
требуете от них практики аскетизма?
Теософ. Нет, даже там мы её не требуем и не предписываем; но, пожалуй, будет лучше, если я объясню вам, каковы наши
взгляды на аскетизм в целом, а потом уж вы поймёте всё относительно
вегетарианства и прочего.
Спрашивающий. Продолжайте, пожалуйста.
Теософ. Как я вам уже сказала, большинство из тех, кто действительно
серьёзно изучает теософию и активно работает для Теософического Общества, хотят
делать нечто большее, чем просто теоретически изучать преподаваемые нами истины.
Они хотят знать истину на непосредственном личном опыте и изучать
оккультизм с тем, чтобы приобрести мудрость и силу, потребность в которой они
чувствуют потому, что хотят помогать другим действенно и разумно, а не слепо и
наудачу. Таким образом, рано или поздно они вступают во внутреннюю секцию.
Спрашивающий. Но вы сказали, что "практика аскетизма" не обязательна
даже в этой внутренней секции?
Теософ. Это так; но первое, что получают вступившие в неё — это верное
представление о соотношении тела, или физической оболочки, с внутренним,
истинным человеком. Им объясняют и демонстрируют связь и взаимодействие между
этими двумя аспектами человеческой природы, и вскоре они наполняются сознанием
того, что внутренний человек гораздо важнее внешнего футляра — тела. Их учат,
что слепой, неразумный аскетизм — просто глупость; что поведение святого Лавра,
о котором я уже говорила, или же индийских факиров и живущих в джунглях аскетов,
которые самым ужасным и жестоким образом режут, жгут и изнуряют своё тело, — это
самоистязание в эгоистических целях, совершаемое с тем, чтобы развить силу воли,
и что оно в высшей степени бесполезно при истинно духовном, или теософическом,
развитии.
Спрашивающий. Я вижу, что вы считаете необходимым лишь нравственный аскетизм, как средство для достижения цели — а именно
совершенной уравновешенности внутренней природы человека и полного обуздания
тела со всеми его страстями и желаниями.
Теософ. Именно так. Но средство это нужно использовать разумно и
мудро, а не слепо и безрассудно. Нужно действовать подобно атлету, который,
тренируясь, готовит себя к серьёзным соревнованиям, а не уподобляться скряге,
который морит себя голодом, чтобы удовлетворить свою страсть к золоту.
Спрашивающий. Общую идею я теперь понял; но давайте посмотрим, как вы
применяете её на практике. Как насчёт вегетарианства, например?
Теософ. Один из выдающихся немецких учёных продемонстрировал, что
любого рода животная ткань, как бы вы её ни обрабатывали в процессе
приготовления, сохраняет свойства тех животных, которым она принадлежала, и
свойства эти можно установить. Кроме того, каждый по вкусу может определить,
какое именно мясо он ест. Мы идем несколько дальше и подтверждаем, что мясо
животных, усвоенное человеком в качестве пищи, физиологически передаёт
последнему отдельные характеристики того животного, которому оно принадлежало.
Более того, оккультная наука учит этому и наглядно демонстрирует это своим
ученикам, показывая также, что наибольшее "огрубляющее" или "животное" действие
оказывает на человека мясо крупных животных, и что в меньшей степени проявляется
оно при употреблении птицы, ещё в меньшей — рыбы и других холоднокровных
животных, и менее всего — когда человек питается исключительно овощами.
Спрашивающий. Тогда ему лучше было бы не есть вообще?
Теософ. Если бы человек мог прожить без еды — конечно. Но дело обстоит
так, что, чтобы жить, ему необходимо есть; и потому серьёзным ученикам мы
рекомендуем употреблять такую пищу, которая бы в наименьшей степени обременяла и
отягощала их тело и мозг и как можно меньше тормозила и задерживала развитие их
интуиции, их внутренних сил и способностей.
Спрашивающий. Так значит, вы не принимаете всех тех аргументов,
которыми в большинстве своём пользуются сторонники вегетарианства?
Теософ. Конечно, нет. Отдельные их доводы чрезвычайно слабы и часто
основаны на ложных предположениях. Но, с другой стороны, многое из того, что они
говорят, — истинная правда. Так, например, мы уверены, что широкое
распространение болезней и, в особенности, большая к ним предрасположенность,
которая становится отличительной чертой нашего времени, — во многом следствие
употребления мяса, и особенно мясных консервов. Но чтобы рассмотреть этот вопрос
подробно и по существу, нам понадобится слишком много времени; так что давайте
пойдём дальше.*
__________
* Более подробно эти доводы изложены в статье Ч.
Ледбитера "Вегетарианство и оккультизм" — прим. пер.
Спрашивающий. Ещё один вопрос. Как поступают члены вашей внутренней
секции в отношении пищи, когда болеют?
Теософ. Конечно, они следуют лучшим практическим советам, какие только
могут получить. Разве вы до сих пор не поняли, что в этом отношении мы ни на
кого не налагаем каких-либо тяжелых и жёстких обязанностей? Запомните раз и
навсегда, что по всем подобным вопросам мы занимаем разумную, а не фанатичную
позицию. Если вследствие болезни или долгой привычки человек не может обойтись
без мяса, пусть ест его. Это не преступление; это всего лишь немного замедлит
его развитие; ведь в конце концов чисто физические отправления и функции имеют
куда менее важное значение, чем то, что человек думает и чувствует, какие желания он вынашивает, позволяя им укореняться и расти в
уме.
Спрашивающий. Что же касается вина и спиртных напитков, я полагаю, вы
не советуете людям их употреблять?
Теософ. Для нравственного и духовного роста человека они ещё хуже
мяса, поскольку алкоголь во всех его проявлениях оказывает непосредственное,
заметное и самое пагубное влияние на психическое состояние человека. Больший
вред развитию внутренних сил, чем вино и алкоголь, наносит лишь регулярное
употребление гашиша, опиума и подобных им наркотиков.
Раньше Дальше
|