II
ЭКЗОТЕРИЧЕСКАЯ И ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ТЕОСОФИЯ
ЧЕМ СОВРЕМЕННОЕ ТЕОСОФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ
Спрашивающий. В таком случае, ваши учения не являются ни возрождением
буддизма, ни полной копией неоплатонической теософии?
Теософ. Не являются. Но на эти вопросы я не могу дать лучшего ответа,
чем цитата из доклада "Теософия", прочитанного доктором Дж. Д. Баком, членом
Теософического Общества, на последнем теософическом съезде в Чикаго, в Америке
(апрель, 1889). Ни один из ныне здравствующих теософов не выразил лучше
подлинную сущность теософии, чем наш глубокоуважаемый друг доктор Бак:
"Теософическое Общество было организовано с целью распространения
теософического учения и поощрения соответствующего ему образа жизни. Нынешнее
Теософическое Общество — не первое в этом роде. У меня есть книга,
озаглавленная: "Теософические протоколы Филадельфианского Общества",
опубликованная в Лондоне в 1697 году, и другая, со следующим названием:
"Введение в теософию, или науку о таинстве Христа, то есть о Божестве, Природе и
Творении, охватывающую философию всех действующих сил жизни, магических и
духовных, и дающую практическое руководством по достижению высшей чистоты,
святости и евангельского совершенства; а также по достижению божественного
видения и священных ангельских искусств, возможностей и других преимуществ
возрождения", опубликованная в Лондоне в 1855 году. Вот посвящение этой книги:
"Студентам университетов, колледжей и школ христианского мира; профессорам
метафизики, механики и естественных наук во всех формах; образованным мужчинам и
женщинам фундаментальной ортодоксальной веры; деистам, арианам, унитариям,
сведенборгианцам и другим последователям всех неполных и малоосновательных
вероучений, рационалистам и скептикам любого рода; правоверным и просвещенным
мусульманам, иудеям и верующим в восточные древние религии; но особенно
проповедникам и миссионерам как варварских, так и интеллектуальных народов с
превеликим смирением и любовью посвящается это введение в Теософию, науку о сути
и тайне всех вещей".
В следующем году (1856) вышла другая книга, "Теософический сборник", в 600
страницах большого формата шрифтом "диамант". Было издано только 500 экземпляров
этого труда — для бесплатного распространения по библиотекам и университетам.
Эти ранние движения, которых было множество, начинались внутри Церкви людьми
большого благочестия и безупречной репутации. Все эти труды имели ортодоксальную
форму, использовали христианские выражения, и подобно трудам выдающегося деятеля
Церкви Уильяма Лоу, с точки зрения рядового читателя отличались лишь глубоким
благочестием и набожностью. Они лишь были попытками извлечь и объяснить более
глубокое значение и изначальный смысл Священного Писания, а также пояснить и
раскрыть теософический образ жизни. Эти труды скоро предавались забвению и
сейчас практически неизвестны. Они пытались реформировать духовенство и
возродить подлинное благочестие, и никогда не приветствовались. Одного слова
"ересь" было достаточно, чтобы похоронить их вместе с всеми прочими подобными
утопиями. Во времена Реформации Иоганн Ройхлин предпринял аналогичную попытку, и
с таким же результатом, хотя он был близким и доверенным другом Лютера.
Ортодоксы никогда не хотели, чтобы их наставляли и просвещали. Реформаторам было
сказано, подобно тому, как Фест сказал Павлу, что слишком большая учёность
довела их до сумасшествия, и что двигаться дальше было бы опасно. Если оставить
в стороне терминологию, которая была отчасти следствием привычки и образования
этих авторов, а отчасти результатом религиозных ограничений, проводимых через
светскую власть, и обратиться к сути этих трудов, то они были в самом строгом
смысле теософическими и относились исключительно к познанию человеком своей
собственной природы и высшей жизни души. Нынешнее теософическое движение иногда
объявляли попыткой обратить христианский мир в буддизм, что означает просто то,
что слово "ересь" потеряло свой устрашающий смысл и силу. Отдельные люди во все
времена более или менее верно понимали теософическое учение и вплетали его в
ткань своей жизни. Это учение не является исключительной принадлежностью
какой-либо религии, и не ограничено тем или иным обществом или временем. По
праву рождения оно — принадлежность каждой человеческой души. Такую вещь, как
символ веры, каждый должен выбирать сам, в соответствии со своей природой,
потребностями и различным жизненным опытом. Вот почему представлявшие теософию
новой религией напрасно охотились за её символом веры и ритуалом. Её кредо —
верность Истине, а её ритуал — "чтить каждую истину её применением".
Насколько мало этот принцип Всеобщего Братства понимается массами
человечества, и как редко признается его высшая важность, можно видеть на
примере разнообразия мнений и вымышленных интерпретаций, касательно
Теософического Общества. Это Общество было основано на единственном принципе —
сущностном братстве людей, как здесь коротко описывается и несовершенно
излагается. На него нападали как на буддийское и антихристианское, будто бы оно
могло быть и тем и другим, тогда как и буддизм, и христианство, с момента их
зачинания вдохновенными основателями, провозглашают братство единственной
принципиально важной частью учения и жизни. Теософию также считали чем-то новым
под солнцем, или, в лучшем случае, старым мистицизмом, маскирующимся под новым
названием. И хотя верно, что многие Общества, основанные на принципах альтруизма
или братства, и их поддержки, носили различные имена, также верно то, что многие
назывались теософическими, и их принципы и цели были теми же, что и у
современного Теософического Общества. В этих обществах суть учения была одной и
той же, а всё остальное — случайным, хотя это не отменяет того факта, что многие
люди бывают привлечены поверхностными частностями и не замечают или игнорируют
сущность учения".
Нельзя дать более ясного и четкого ответа на ваш вопрос, чем дал этот
человек, являющийся одним из наших самых искренних и ценимых нами теософов.
Спрашивающий. В этом случае, какую систему, кроме буддийской этики, вы
предпочитаете или какой следуете?
Теософ. Никакой — и всем. Конкретно мы не придерживаемся никакой
религии, как и философии — мы отбираем то хорошее, что находим в каждой. Но
здесь, опять же, нужно констатировать, что подобно всем другим древним системам,
теософия подразделяется на экзотерическую и эзотерическую.
Спрашивающий. Какова же разница?
Теософ. Члены Теософического Общества вольны исповедовать любую
религию или философию, которая им нравится, или никакой, если они это
предпочитают, при условии, что они симпатизируют трём его целям и готовы
выполнять по меньшей мере одну из них. Общество — филантропическая и научная
организация для распространения идеи братства в практическом, а не теоретическом плане. Его члены могут быть христианами или мусульманами,
иудеями или парсами, буддистами или брахманистами, спиритуалистами или
материалистами — это не имеет значения; но каждый должен быть либо филантропом,
либо исследователем арийской и иной древней литературы, или изучать психические
явления. Короче говоря, ему следует, по возможности, помогать выполнению хотя бы
одной из целей нашей программы. В противном случае у него нет причин
присоединяться к нам. Таково большинство экзотерического Общества, состоящего из
"прикрепленных" и "не прикрепленных" членов*. Они могут стать, а могут не стать
теософами в действительности. Они являются членами, благодаря вступлению в
Общество; но последнее не может сделать теософом того, у кого нет чувства божественного лада вещей, или того, кто понимает теософию своим
собственным — если можно так выразиться — сектантским и эгоистичным
образом. Поговорку "не место красит человека, а человек место" можно, в данном
случае, перефразировать так: "теософ тот, кто теософию практикует".
__________
* "Прикреплённый" член — это тот, кто
присоединился к какой-то определенной секции Теософического Общества. "Не
прикрепленный" или свободный член — тот, кто принадлежит к Обществу в целом,
имеет свидетельство из Штаб-квартиры Теософического Общества (Адьяр, Мадрас), но
не связан ни с каким отделением или ложей.
Раньше Дальше
|