Лекция 14
Смерть
Соответствия по Liber 777:
Буква - Нун,
Значение буквы - рыба,
Управитель - скорпион,
Положение на древе - Тифарет - Нецах.
Цвета - зеленовато-синий и тускло-коричневый,
Египетские боги - Мерти, Апоп, Тифон, Хепра, Хамменит,
Индийские боги - Кундалини,
Медитация - скелет,
Греческие боги - Арес, Танатос, Аид,
Римские боги - Марс,
Животные - Жук, скорпион, морской или речной рак, волк,
Растения - кактус,
Драгоценные камни - змеевик,
Магическое оружие - боль обязательства (должно быть что-то
связанное с посвятительной клятвой)
Ароматы - сиамский бензой,
Магические силы - некромантия,
Тело человека - кишечник,
Мифические существа - ламии, стригии, ведьмы, Болезни в
результате неправильной работы - рак,
Вселенная есть перемена; каждая перемена -
Результат акта любви;
Все акты любви содержат чистую радость.
Умирай ежедневно.
Смерть, есть высшая точка одного изгиба змеи жизни.
Знай, что все противоположности друг друга дополняют,
И радуйся.
Возможные значения при девинации: "Преображение,
перемена - произвольная или непроизвольная, но в любом случае произошедшая как
логическое развитие существующих условий, и всё же неожиданная. Кажущая смерть
или разрушение, но такое толкование иллюзорно" (Алистер Кроули "Книга
Тота").
Самая тайная карта - пишет о тринадцатом аркане Кроули. В
самом деле, и название и номер вызывают ощущение чего-то зловещего и пугающего.
Скорпион - самый мрачный, самый тайный и самый тёмный из зодиакального круга.
Коса в руках смерти, указывает на причастность к этому архетипу другого,
разобранного нами планетарного архетипа - Сатурна.
Кроули указывает на триаду, которая находится в основе этого
архетипа и является веткой эволюционного восхождения - скорпион, змея, орёл. Скорпион,
здесь символизирует эгоцид, уничтожение себя в акте трансформации, змей
является универсальным символом одновременно жизни и смерти, а Орёл
представляет цель великого делания - возвышение над плотной материей.
Кроули парадоксальным образом соотносит тринадцатый и
одиннадцатый арканы, утверждая что, "данная карта в строгом смысле
является завершением карты вожделение".
Самая тайная карта... Не здесь ли сокрыта одна из
глубочайших тайн мистерии - тайна преображения через смерть, тайна которую так
легко понять неправильно. Трансформация идёт самым тяжелым из возможных путей -
путём Сатурны, который в этой карте представлен в виде жнеца, и персонифицирует
сразу две архитепические идеи - смерть и время.
Пожалуйста прослушайте текст песни "Зёрна", группы
башня Rowan, который позволяет прочувствовать суть этого архетипа:
"В глубине, в далёкой бездне,
Отойдя от солнца и звука,
Приблизившись к водам и снам,
Отчасти исполнившись снами,
Наблюдаю как мерно сквозь тонкую кожу, сквозь тонкую
оболочку,
Проступает слепой, но внятно настойчивый корень,
Нежною и незатвердевшей, плотью своей раздвигающий костную
землю,
Проходящий немного, о движущийся непрерывно,
В неусыпном движении почти непрестанно растущий,
Из меня уносящий по капле последние силы,
Я зерно! Я хотеть не умею. Я в недрах запекшейся тверди.
Не расскажет зерно про себя - посмотри на поверхность.
Посмотри на поверхность!
Посмотри, как мы растём"
Обратите внимание на единство нескольких архитепических идей
в процитированном отрывке - идеи смерти, как носителю новой жизни, погружение в
бездну, и земледельческого ритма плодородия, традиционно связанного как с
элевсинскими мистериями, так и с Сатурном, который изначально был богом
плодородия.
Вспоминая десятый аркан, представляющий архитепическую идею
судьбы (не путать с идеей кармы), то смерть, будет самой низкой точкой колеса,
куда низвергается тифон, держа перед собой анх - символ вечной жизни. Смерть -
распад и гниение старого, из которого неизбежно произрастает новые ростки жизни.
Но тайна смерти, как природного цикла, скрывает за собой ещё
более важную тайну - тайну эволюции. Вот что пишет великий суфийский мистик:
"Я был камнем, но умер и стал растением.
Я умер как растение, и стал животным,
Я умер как животное, и стал человеком,
Чего же мне боятся, разве смерть когда нибудь обокрала меня?
И как человек я умру, чтобы стать ангелом,
Но и ангелом я буду не вечно,
И стану со временем тем, что даже не в силах представить мой
разум".
В этом отношении полезно взглянуть на номер этого аркана
немного с другого угла. Цифра "13", это не только число всех
несчастий, но и начала нового цикла. Двенадцать часов, двенадцать месяцев и
двенадцать знаков зодиака, восточный календарь так же состоит из цикла в 12
лет. Тринадцать здесь - синоним "первый". С другой стороны,
тринадцатый час, это час который находится вне времени, по ту сторону. Не день
и не ночь, не свет и не тьма, тринадцатый час, помещён по ту сторону, и оттуда
веет холодный ветер Сатурна.
Я хочу обратить внимание, насколько значение этой карты
отличается для обычного человека и для мага. Для обычного человека, нет карты
страшнее, и дело тут не в смерти, ибо все тарологи в один голос утверждают, что
физическая смерть практически никогда не бывает связана с этой картой. Но то
состояние обнаженного Сатурна, во власти скорпиона, психологически способен
выдержать далеко не каждый.
Для мага, напротив эта карта является желанной
избавительницей, и не случайно Сатурн на древе жизни есть бина, которая есть
одновременно великая мать, Бабалон, объединение с которой ведёт к уничтожению
ложного эго и перерождению в принципиально ином качестве.
Говоря о тринадцатом аркане следует заметить его
парадоксальность. Как известно из астрологии, скорпион является знаком
максимально близким к смерти, но при этом самым страстным, самым сексуальным из
двенадцати знаков. На этот же парадокс указывает уже процитированное
утверждение Кроули о связи одиннадцатого и тринадцатого аркана, где Смерть,
оказывается прямым продолжением "Вожделения". Одиннадцатый аркан
соответствует Бабалон, как ЖИЗНИ, что было внимательно проанализировано, но
тринадцатый аркан, есть та же Бабалон, но в аспекте смерти. На корректность
этого соответствия указывает и то, что третья сфира на древе - Бина, является
одновременно сфирой Сатурна и сфирой где находится дворец Бабалон, по ту
сторону жизни и смерти.
Потому мы можем сказать, что аркану смерть присуще особого
рода страстность, которую впрочем невозможно отождествить с сексуальностью в
привычном смысле - это скорей та тяжелая сексуальность, которая оказывается
одновременно связана со смертью и страданием, что будет проиллюстрировано
сновидениями связанными с архетипом "смерть".
В литературе наиболее яркими образами связанными с
тринадцатым арканом изобилует Майринк. "Белый доминиканец",
"Зёлёный лик", "ангел западного окна", являются шедеврами
инициатической литературы, где в мельчайших деталях передано ощущение
прохождения внутренней инициации. Негативные персонажи Майринка, как то Медуза
из "Белого доминиканца", Исаис Чёрная, в глубинном смысле и являются
тайными инициатами, которые детерминируют развитие инициируемого. Возможно сам
Майринк не до конца понимал всю парадоксальность этих персонажей и на свой лад
повторил ошибку Иоанна богослова который "Не понимает, что Сатана, Древний
Змий, пресмыкающийся в Преисподней, в озере Огненном, горящем Серою - это
Солнце-Отец, вибрация Жизни, Князь Бесконечного Пространства, пылающий своей
Пожирающей Энергией; и Он же - тот престольный Свет, Духом коего залит весь
Город из Драгоценных Камней, а Блудница БАБАЛОН и есть Жена, Облаченная в
Солнце". Тем не менее с точки зрения передачи духа архетипа
"Смерть" Майринку равных нет.
Как проявляется этот архетип в сновидениях? Прежде всего это
конечно сновидения о смерти. Впрочем далеко не каждое сновидение где
присутствует тема смерти, может быть отнесено к данному архетипу. Эта тема была
кратко затронута в одной из первых лекциях. Ниже я приведу несколько снов, где
на мой взгляд этот архетип представлен во всей полноте:
Сон 1: я нахожусь в том же районе (дачи) и понимаю, что
пришло время смерти. Я знаю, что дачный домик это нечто вроде газовой камеры и
как только я войду в него будет пущен смертельный газ. Я вхожу в дом с чувством
священного ужаса. Всё моё существо готово выбежать, но я из последних сил
сдерживаюсь, ибо "Предначертанное должно исполнится". Я начинаю
ощущать поступление газа своей смертью. Я ощущаю, как немеет тело, как перед
глазами появляется поочерёдно разные цвета радуги, мне становится ясно - всё
кончено, пути назад нет, сознание начинает растворяться в потоке. В тот миг,
когда растворение кажется полным, я просыпаюсь
Сон 2: весь сон я умирал. В памяти осталось только чувство
предельного ужаса. Всё это происходило постепенно. Сначала я узнал о близости
смерти, потом ощутил как тело стало коченеть и холодеть. Потом тело казалось
полностью умерло, но самое страшное было осознавать себя сознанием отдельным от
тела, и как это сознание распадалось. В отличие от сна № 1, Где переживание
смерти было даже приятным, здесь это был только кошмар"
Сон 3 Я продаю газеты в маршрутках и автобусах, я оказываюсь
где то в районе маяковки. В этот момент, что - то происходит и я со своей
женой, несусь в автобусе который никто не может остановить. автобус доезжает до
моста через оку и падает вниз. каким то чудом я выбираюсь, но моя жена там
погибает. Моя тоска огромна, но проходит время и вот следующий кадр сна, я
нахожусь всё в том же дворе Ирины, где читаю список каких то неизвестных
произведений известного писателя. Внезапно мне становится всё ясно,
оказывается, у меня есть вторая личность, и я сам убийца подстроивший аварию
автобуса. И здесь на этом месте по запланированному, какой то тёмной силой
планом, я должен погибнуть от руки воскресшего мертвеца, предположительно моей
жены. Я оглядываюсь и вижу, что в моём направлении кто - то идёт. Я вижу
ужасное, искаженное тлением лицо, похожее на нечто из фильмов ужаса, только
пострашнее. У меня возникает естественное желание бежать, но вдруг меня берёт
такое отчаяние и гнев, и я решаю, что раз уж невозможно изменить ход сценария,
я приму его с достоинством. Я оборачиваюсь лицом к мертвецу и иду в его
сторону. С каждым шагом сопротивление страха всё больше, но я подхожу к
мертвецу, который по всей видимости ещё и вампир, и взяв его за голову, крепко
целую. В этот момент я почувствовал, что умираю, и холод казалось пронзил всё
тело, но уже в следующий момент, я понял, что я смогу вернуть мертвецу жизнь и
сейчас обладаю огромной силой которая перешла мне от мертвеца. Это переживание
себя всемогущим Богом, длилось несколько секунд не более, и в эти секунды меня
пронзает мысль - главное сделать правильный выбор.
Сон 4 "Я и некая женщина. Весь сон, я тайно или явно
пытаюсь добиться её расположения (подробностей не помню) и вот наконец я
обнимаю её в полумраке.
В этот момент в лучших традициях фильмов ужасов она начинает
превращаться в смерть. Я чувствую, как в моих руках её череп превращается, во
что-то неприятно мягкое, изо рта идёт какая то густая масса и в общем всё
располагает к тому, что я в ловушке и надо бежать. Отвращение наступает и я
понимаю, что по всем ролям я должен бежать - другого здесь просто не дано -
вместо прекрасной женщины я сжимаю в объятиях склизкую смерть.
Однако в последний момент я что-то вспоминаю, про тёмный
аспект Бабалон (Геката, Кали) и преодолевая отвращение пресуществляю его в
большее возбуждение. Я не знаю как передать эти ощущение, но когда к
предельному ужасу и отвращению прибавляется восторг азарта - я же Телемит, мне
ли бояться тёмной стороны! И делаю свои объятия крепче, и смыкаюсь с ней в
страстном поцелуе. НА этом меня буквально выталкивает из сна - что-то со
словами "ещё не время"".
Я хочу обратить внимание, что в этих четырёх снах
представлены разные грани одного и того же архетипа. В первом сне, смерть
наступает почти сладостно, и сновидящее эго понимая необходимость этой жертвы
не противится ей. Надо сказать, что буквально через два месяца мне выпала честь
пережить уникальный трансформативный опыт - пробуждение кундалини, что делает
понятным это на первый взгляд странное соответствие из индийских божеств.
Второй сон я увидел, несколько позже - где то через три
месяца после пробуждения кундалини. Сон был связан с мучением, именно потому,
что в отличии от первого случая сознание было убеждено, что достигло духовной
вершины и всякое изменение бросало в ужас. Однако пробужденное кундалини не
оглядывается на такие мелочи, как наше мнение о ней, и делает своё дело.
Финал третьего сна и четвёртый сон очень похожи. В них мы
видим сознательное отдача себя силам смерти, которые одновременно (знак
скорпион), являются пределом проявления силы страсти. То что в обоих случаях
сознание делало правильный выбор, и само шло навстречу пугающему образу смерти,
и вступало с ним в некое подобие сексуального слияния, как бы разворачивало
мельницу богов, и эго-сновидца, в роде бы обречённое на смерть, проходило её
как ворота, оказываясь по ту сторону, то есть входя в парадоксальный
тринадцатый час.
Раньше Дальше
|