Лекция 15
Искусство
Соответствия по Liber 777:
Буква - самех,
Значение буквы - опора,
Управитель - стрелец,
Положение на древе - Тифарет - Йесод
Цвета - синий и желтый,
Египетские боги - Нефтида,
Индийские боги - Вишну (как конный аватар),
Медитация - узкая щель,
Греческие боги - Аполлон, Артемида,
Римские боги - Диана,
Животные - кентавр, лошадь, гиппогриф, собака
Растения - тростник,
Драгоценные камни - гиацинт,
Магическое оружие - Стрела (быстрое и прямое применение
силы)
Ароматы - дерево Алое,
Магические силы - трансмутация,
Тело человека - таз и бёдра,
Мифические существа - кентавр,
Болезни в случае неправильной работы - апоплексия, тромбоз
Лей щедро из вазы в твоей правой руке,
Не потеряв ни капли. Не ваза ли и в левой твоей руке?
Преврати всё в образ твоей воли,
Приведи каждого к его знаку совершенства.
Раствори жемчужину в чаше с вином; выпей и
Прояви силу этой жемчужины.
"Возможные значения при девинации: "Сочетание сил,
реализация, действие основанное на точном расчёте, путь бегства, успех после
тщательно спланированных манёвров". (Алистер Кроули "Книга
Тота")
Прежде всего, для понимания этой карты необходимо осмыслить
её диалектическую связь с шестым арканом "Влюблённые". И тот и другой
архетип принадлежит к алхимическому плану и в этом смысле являются наиболее
"юнгианскими" картами. Если Влюблённые представляют анализ и
разделение, то "Искусство" - синтез и объединение. С точки зрения
индивидуации, эта карта является более поздним и более высоким состоянием.
В другой работе, я особо внимательно рассматривал положение
на древе жизни - между сфирой солнца Тифарет, и сфирой луны. Йесод. Это значит,
что индивидуирующий попадал на этот путь, как раз после проработки тени
(сатурнический 32 путь), о оказывался в непосредственном взаимодействии с
Анимой.
Во избежание неправильного понимания, хочу подчеркнуть, что
карта не представляет Аниму как таковую, как известно Анима карт вполне
достаточно, но скорей архетип той стадии индивидуации когда происходит работа с
Анимой, и саму эту работу. Не случайно в главе посвященной анализу символизма
этой карты, Кроули постоянно употребляет слово "свадьба", что
является главным алхимическим символом, объединения противоположностей, а
конкретно объединения эго-сознания, со своей Анимой. На эту же символику
указывает и центральная фигура Андрогина на карте, которая из одной чаши питает
небесного орла и земного льва.
Вот что пишет Кроули по поводу объединения
противоположностей: "На карте изображено завершение королевской свадьбы,
состоявшейся в шестом аркане. Чёрные и белые персонажи теперь объединились в
одну андрогинную фигуру. Даже пчёлы и змеи на их одеяниях заключили союз.
Красный лев стал белым, увеличившись в размере и важности, в то же время как
белый орёл, тоже выросший стал красным. В нижней части карты видны, гармонично
смешанные огонь и вода, но это лишь грубый символ духовной идеи, суть которой -
удовлетворение желания неполного элемента,,, одного рода, завершить свою
формулу, ассимилировав равное и противоположное".
Немаловажным символом так же является зелёная одежда,
центральной фигуры. Нет, смысла и далее дословно цитировать Кроули - достаточно
сопоставить фигуру алхимического андрогинна с дураком нулевого аркана, а так же
вспомнить проводников в зелёной форме, и бессмертный роман Густава Майринка
"зёленый лик".
Можно сказать, что шестой и четырнадцатый аркан образуют
пары противоположностей, представляющие обязательные стадии великого делания. В
этом смысле шестой аркан будет соответствовать, первичной стадии отделения души
из-под власти материи, а четырнадцатый - следующую за этим алхимическую свадьбу
со своими противоположностями. Для более глубокого понимания алхимических
символов лежащих в основе этих архетипов, для изучения рекомендуется итоговый
труд Юнга Мистерия объединения". Именно в том, что касается внутренней
алхимии, мы находим уникальное единодушие и родственность идей Юнга и Кроули,
которое конечно не может быть случайным.
В заметках астрального плана, Кроули писал, что существует
особого рода "Алхимический" план, где Великое Делание часто
представляется в форме символических пейзажей, населенных квази-геральдическими
животными и человеческими персонажами иероглифического свойства, занятыми
таинственными операциями Герметического Искусства". Несомненно восприятие
этого плана связано с работой на путях зайн и самех.
Если посмотреть глобально, то можно сказать, что
четырнадцатый аркан представляет способность сознания, которую Юнг определил
как трансцендентную функцию. Трансцендентная функция,. Это психологическая
функция которая возникает и работает в результате напряжения между сознанием и
бессознательным и поддерживающая их объединение; функция связи между
противоположностями. Трансцендентная функция является существенным компонентом
саморегуляции психического. Проявляясь как правило символически, она
переживается как новая установка к жизни и к своему носителю" (Валерий
Зелинский "Словарь аналитической психологии").
Эти положения станут наиболее понятны, когда мы обратимся к
традиционным иллюстрациям - сновидениям. Очевидно, что мы можем говорить о
активности четырнадцатого аркана, в тех случаях, когда сновидение демонстрирует
объединение противоположностей на символическом уровне. Приведённый ниже сон,
максимально конкретно иллюстрирует это положение: "Я увидел себя идущим по
кладбищу с женщиной, которая на тот момент для меня крайне важно (проекция
Анимы) и оказавшимся около входа. Мне очень не хочется заходить в этот храм ибо
я никогда не желал заходить в православную церковь по причинам своих убеждений.
Она настаивает и я всё же захожу с ней в храм. Войдя я с удивлением вижу, что
внутри помещение не круглое а продолговатое чем то напоминающее длинные залы
дворца. Я рассматриваю религиозные изображения на стенах и в чем-то нахожу их
очень интересными. Я дохожу до конца зала и к своему удивлению вижу, что дальше
начинается ещё один зал и когда я в него вхожу я вижу что здесь христианская
символика смешанна наполовину с античной. Я вижу на одной стене изображение
Христа по соседству с каким то античным Богом. Я чувствую что зашел я сюда не
зря и чувство священного трепета охватывает меня. Я прохожу дальше, точнее меня
ведёт она и я оказываюсь в третьем зале который уже имеет скорей полу
первобытную языческую символику более грубую чем античная, но обладающая своим
очень сильным энергетическим зарядом. Я вижу стеклянные витрины за которыми
стоят ярко раскрашенные глиняные фигурки домовых, леших, русалок, месте с
фигурками Христа, Марии, святых. Чувство священного охватывает меня сильнее и я
благодарю судьбу, что я здесь оказался. Когда я дохожу до конца третьего зала
нас нагоняет священник и размахивая кадилом начинает перечислять список услуг
котором перемешанные как ознакомление с христианскими таинствами, так и скажем
обучение привороту или заклинание духов стихий. На мой немой вопрос священник
говорит - нам тоже деньги нужны. Затем мы выходим из церкви - далее эпизод
немного смазан, единственное что помню точно мы превратились в два вихря
ставший одним. В этом был совершено непередаваемый восторг с элементами
сексуального или мистического экстаза".
К этому сну необходимы исключительно формальные комментарии,
ибо по большому счёту сон и так весьма прозрачен. Прежде всего до определённого
момента, я активно проецировал свою тень на христианство, не понимая, что даже
там, есть весьма интересные идеи и талантливые люди. Весь сон - это
трансценденция моих ценностей, с идеями мне враждебными, и каждый следующий зал
открывает всё более глубинный и архаичный пласт, пока наконец не происходит
окончательное объединение, которое можно назвать страстным объединением
противоположностей.
Раньше Дальше
|