Лекция 22
Вселенная
Соответствия по Liber 777:
Буква - тау,
Значение буквы - Тау египетское (должно быть тау крест)
Управитель - Сатурн,
Положение на древе - йесод - малкут,
Цвета - индиго и чёрный,
Египетские боги - Себек, Мако,
Индийские боги - Брахма,
Медитация - покой,
Римские боги - Сатурн,
Животные - крокодил,
Растения - красный мак, гибискус, крапива,
Драгоценные камни - оникс,
Ароматы - стиракс и все густые, тяжелые запахи,
Минеральные вещества - свинец,
Магические силы - работы проклятия и смерти,
Грехи - скупость,
Тело человека - выделительная система,
Мифические существа - вампиры, лярвы, трупные огни,
Болезни в случае неправильной работы - атеросклероз
Рассматривай Время и все условия События как Слуг
Твоей воли, назначенных представлять тебе Вселенную.
В форме твоего плана.
И благословение и поклонение пророку
Милой Звезды.
Возможные значения при дивинации: Предмет самого вопроса,
синтез, конец предмета, карта может означать задержку, противодействие,
упрямство, инерцию, терпение, упорство, настойчивость, упрямство в трудностях.
Кристаллизация всей затрагиваемой проблемы. (Алистер Кроули "Книга
Тота")
Согласно "Книги Тота", эта карта является
архетипом завершения, магическим дополнением к "Дураку" - если
"Дурак", это начало всего, то "Вселенная" это конец. В этом
смысле идея двадцать первого аркана ближе к архетипу смерти, нежели 13 аркан,
который носит название "смерть". Но "вселенная" - не просто
смерть, после которой следует новый цикл, это финал великой работы - её главная
цель, подобно тому, как Кадм пройдя круг героя, превращается в змея, и тем
самым парадоксально обретает одновременно бессмертие и небытие. Поскольку
Сатурн, покровительствующий этому аркану, является самой тяжелой из планет и
элементов, Кроули соотносит его даже не только со свинцом, но и с самыми тяжелыми
радиоактивными, веществами, которые из-за своей предельной тяжести уже не
способны поддерживать напряженность внутренней структуры. Здесь имеет место
очень сложная символика, которую я до конца не понимаю.
Ещё одним важным соотнесением Кроули, является сопоставление
Сатурна и Земли. Кроули противопоставляет исключительно мрачное видение
"земной тяжести" присущую прошлому эону: "Земля больше не
чёрного цвета, не смешанных цветов, но ярко зелёная, Индиго же Сатурна,
происходит от синего бархата полуночного неба , и танцующая дева представляет
исход от него, но через него в вечность". (Алистер Кроули "Книга
Тота")
Настоящая сложность возникает, когда мы начинаем
сопоставлять, идеи высказанные в "Книге Тота", и мысль которую
высказывает Кроули в примечаниях к Liber 777: "Путь (коф, луна, уже
обсуждаемая нами)уводит адепта в сторону от центральной колонны, к анархии,
неуравновешенной астральной пустыни. Вот суть ошибки, ему следовало бы идти по
пути Тау, проходя сквозь уравновешенные элементы астрального плана, несмотря на
их мрак и ужас" (Алистер Кроули Liber 777").Здесь фактически путь
тау, который соответствует "вселенной" является не концом, а началом
пути адепта, который только начинает своё восхождение от малкут.
Логично было бы предположить, что в одном из выводов имеет
место ошибка. Но давайте вспомним, что каждый архетип по своей природе
парадоксален и вмещает в себя противоположные аспекты природы. Таким образом,
двадцать первый аркан, мы одновременно соотносим, и с финалом пути, когда под
тяжестью своего духа, подобно радиоактивному элементу сознание распадается на
составные части, и одновременно, началу пути, когда сознание впервые
сталкивается с тяжестью инерции материи, плоти, и всеми силами устремляется к
освобождению.
"Уравновешенные элементы пути тау", о которых
упоминает Кроули, это не что иное как бессознательное, которое при внешней
иллюзии хаотичности, на самом деле весьма структурировано и представляет собой
закономерную компенсацию позиции сознания, о которой мы говорили, ещё в лекции
посвященной тени.
Итак двадцать первый аркан, парадоксальным образом
появляется дважды. В начале великой работы, когда индивидуальность через боль
только начинает разрушать идентификацию с персоной, и понемногу учится
преодолевать свинцовую тяжесть собственной инерции. НА этой стадии Сатурн,
здесь имеет чёрный цвет, и это цвет мрака, тоски, и порабощенности духа плотью.
Это то начало алхимического опуса, когда алхимик только начинает первые
манипуляции с первичной материей Сатурна. Второй раз этот архетип появляется в
сознании достигшем полного преобразования, как Зелёная дверь в бесконечность.
Цвет - как будто специально, изумрудно зелёный, открывается мастеру,
проходящему через эту последнюю дверь в вечность.
Рассмотрим начальный аспект "вселенной". Когда мы
говорим о тонкостях архитепической вселенной, приходится столкнуться с тем, что
слов порой просто не хватает, и те описания которые даются для совершенно
разных архетипов, будет внешне похожа. К примеру тяжесть двадцать первого
аркана, в начале пути, неопытный взгляд может отождествить с арканом
"Смерть", где Сатурн, так же представлен во всём великолепии. Однако
Смерть, это гораздо более поздняя стадия, которая действует более радикально, и
подвергает разложению саму основу сознания, чтобы потом возродить в
принципиально ином качестве. Вселенная же, в первом аспекте, подвергает
разрушению только персону, внешнее и наносное, заставляя сознание столкнуться с
тяжелыми и мучительными аспектами своего сознания, приковывающими к малкут. На
этой стадии Змей изображенный на карте, один из вариантов великого Змея
искупителя, а женщина танцующая со змеем - праматерь Ева, благодаря которым,
родилась возможность познания. Здесь речь идёт не о сексуальном или
интеллектуальном познании (как в арканах "Вожделение" и
"Иерофант"), а самопознании, которое как известно начинается с
осознания и признания собственных теневых качеств. Здесь только начинается
восхождение индивидуальности по психоидным планам бытия и всё ещё сильно
влияние материи, потому самопознание, здесь ограничено, личным бессознательным
тени.
В финальном аспекте вселенной, речь идёт о возвращении на
землю после осуществления всех задач Мага. Это та последняя стадия
взаимодействия быка и пастуха, в традиции ден, где и бы и пастух окончательно
исчезают растворяясь во вселенной. - Чем я буду, когда ты сотрёшь меня?
Спрашивает, осознавшая себя программа игры в фантастическом фильме
"нирвана", и тут же получает ответ - "возможно снежинкой за
окном". Её творец радостно, в созерцании умирает вместе со своим творением,
и тут же оказывается, что и он фигура игры исходя из более высшего плана. Это
легкое, созерцательное ощущение смерти, лишенное той тяжести разложения,
свойственной 13 аркану, и есть архетип "вселенной", в её итоговом
варианте.
Проанализировав два аспекта этой карты мы понимаем почему её
значения при дивинации столь противоречивы - с одной стороны "Задержка и
противодействие" с другой "завершение всего".
До изучения Таро Кроули, во всех известных мне справочниках
Таро, эта карта рассматривалась как почти лишенная негативного аспекта, архетип
добра, который даже в перевёрнутом варианте несет свои блага. Не смотря на это,
я испытывал безотчётный ужас перед этой картой гораздо больший ужас, чем даже
перед "смертью" или "башней", которые считались гораздо
менее благоприятными. Только значительно позже, когда я узнал о связы двадцать
первого аркана и Сатурна, я понял причину, такого на первый взгляд необычного,
восприятия этой карты. Очевидно, что для меркурианского типа, представляющего
"предельную динамику бытия", встреча с Сатурном, приятной быть не
может.
Сновидения связанные с этой картой в начале пути, это те
сновидения, где происходит встреча с тенью. При чем если активная тень и битва
с ней может быть отчасти связана с Башней, как архетипом войны, то здесь
скорей, тень представлена "малейшей и тошнотворной личностью",
которая может быть представлена грязными оборванцами, окончательно
опустившимися проститутками, бомжом покрытом язвами проазы, и другими
отвратительными образы связанными с тем, что мы можем отождествить с
"дном". Именно такие образы и находятся на другом дне - дне личного
бессознательного, авгиевы конюшни которого начинают вычищаться по мере
осознанного прохождения этого архетипа. Здесь невозможно идти войной, которая
будет всего лишь, попаданием в замкнутый круг, и только принятие и медленное
очищение низших субличностей может быть действенным решением.
Однако далеко не всегда начало работы прима матери связано
только с "грязными" образами. Порой начало алхимического опуса изображено
поистину величественными и трагическими образами падения духа в материю, как во
сне приведённом в следующем абзаце. Сон этот приснился мне очень в раннем
возрасте, когда я и понятия не имел о глубочайшей алхимической символике этого
сновидения, что делает его ещё более ценным:
Я иду по Москве и захожу в кинотеатр. Там показывают фильм о
Боге. Я вхожу в зал - на экране сразу начинается действие. Моментально я как бы
перестаю быть собой и становлюсь этим действием. Его суть в следующем: некий
идеальный Бог находится в своём мире, где он может делать всё. Ему нельзя
только одно - играть с вороной, которая находится в центре мира.
Бог изменяет весь мир силою мысли, но к вороне не
прикасается. Затем, чувствуя, что ему чего-то не хватает, он начинает жалеть
эту ворону, "неизменную в изменяющемся". Бог, наконец, обращает свою
мысль и на неё, и как раз в этот момент происходит нечто. Его засасывает в
ворону, и я вижу (или он? - к сожалению, адекватно описать это невозможно), как
этот идеальный Бог распадается на молекулы и атомы. Перед глазами проходят
чередой некие уровни, и приходит понимание, что это совершенство рухнуло
"ниже уровня ада", и я каким-то непостижимым образом являюсь
"им" и "не-им" одновременно.
Щелчок перед глазами - я вновь оказываюсь в кинотеатре.
Выхожу из зала: передо мной предстаёт умирающий мир, и в то же время всё, вроде
бы, осталось, как прежде. Меня охватывают тоска и скорбь. Я твержу себе только
одно: главное - не заплакать! Тут подходит моя знакомая и спрашивает: "Ты
видел фильм?" Я отвечаю утвердительно, на что она замечает: "Странно,
что ты не плачешь - ведь весь мир рыдает, увидев эту трагедию!"
Архетип "нарушения священного запрета" мы уже
немало обсудили в других лекциях. Здесь он предстаёт несколько в необычном
ракурсе - главным действующим лицом оказывается не человек, а Бог, что прямо
указывает на древнюю алхимическую мудрость: "Что вверху, то и внизу".
В этом сновидении практически дословно проигрывается алхимический миф о
Габриции, устремившемся в объятья Бейи, и растворившемся в ней.
Бейя в этом мифе представляла первичную материю, того самого
Сатурна, который и подвергалась трансформации. Ворона (одна из популярнейших
аллегорий Дьявола в средневековой схоластике) у алхимиков символизировала
первичную материю и стадию Nigredo, о чем упоминал Юнг в "Мистерии
объединения".
Сновидения, которые представляют конец пути, где вселенная
появляется в ином, изумрудном аспекте, совершенно иные. Это сновидения мудреца
и пророка перед смертью, они полны образами неземного покоя, растворения и
неземной гармонии. Впрочем, подобные сны, могут сниться не только перед
смертью, но и после гармоничного завершения какого-либо важного периода жизни,
завершения полного, без каких либо завязок на пролом, и риска возвращения
назад. НИ в своей коллекции ни в снах тех кого я анализировал мне не
приходилось сталкиваться с такого рода сновидениями, и думаю это понятно.
© PAN'S ASYLUM Oasis O.T.O.
Раньше Оглавление
|