1000chertej.ru - магический портал

Тема 1.

 

Магия рун

Несомненно, наиболее древней и распространенной ветвью рунической магии было искусство применения отдельных рун, рун как таковых, без установления внут­ренних связей между знаками, — этим искусством владели не только жрецы и маги, но и простые люди. Руническая мантика, описанная выше, также относится к этому разделу рунического Искусства. Есть основания полагать, что и мантика, и магия отдельных рун были широко распространены в древнем мире, в том числе и у славян.

Итак, искусство применения отдельных рун. Суть его заключается в том, что каждая руна, будучи начертана, оказывает определенное воздействие на мир. Чертили руны на чем угодно. В случае опасности молено, например, начертить руну защиты — руну Альгиз — просто в воздухе перед собой. Каждый знак рунического строя представляет собой магический символ, который может быть употреб­лен в тех или иных целях при изготовлении магического предмета или для придания предмету необходимых вол­шебных качеств.

Использование отдельных рун, как уже было сказано, является простейшим видом рунической магии (в любой ее форме). Не стоит, однако, полагать, что самое простое суть наименее действенное; многие авторы (А.Платов, Э.Торссон и др.) указывают, напротив, что применение отдельных рун отнюдь не является «упрощением» магичес­кой технологии и совершенно не обязательно оказывается менее действенным, нежели использование сложных рунических заклятий. Известно немало примеров использова­ния отдельных рун в относительно позднее время, когда уже были наработаны технологии составления сложных рунических формул. Таковы, например, традиции включе­ния одиночных старших рун в младшерунические тексты или в тексты, записанные латиницей.

Цель такого смешения латинских и рунических букв очевид­на — сделать несущий руны текст осмысленной фразой и избежать, тем не менее, «гашения рун» друг другом или возникновения их комбинации с непредсказуемым действием (см. в нижеследующих Темах). Чем меньше в надписи активных рун, тем четче и направленнее их действие12, отсюда и идея — выполнить саму надпись латиницей, сохранив лишь необходимые для магии руны. Таковы англо-саксонская над­пись из Честер-ле-Стрит, где в имени Эдмунд сохранены две руны (Манназ и Наутиз), или надпись на известном ланкаширском волшебном кольце, где рун сохранено несколько больше (разбор этого памятника рунического Искусства будет про­веден ниже, при рассмотрении темы 8 этой части курса).

Пример указаний на использовании магии отдельных рун мы можем видеть, например, в «Речах Сигрдривы» — одной из песен Старшей Эдды. В отрывке, который дается ниже, приводятся указания на возможное магическое использование двух рун: Т, Тейваз, руны Тюра, и Т, Науд, руны Пива или руны Нужды:

Руны победы,

коль ты к ней стремишься, вырежи их на меча рукояти и дважды пометь именем именем Тюра!

Руны пива познай, чтоб обман тебе не был страшен1. Нанеси их на рог, на руке начертай, руну Науд на ногте.

(Речи Сигрдривы, 6-7)

Известно немало примеров такого применения рун. Так, например, на наконечнике копья англо-саксонской работы, найденном в Холборо (Англия) и датируемом VI веком, выгравирована руна Тюра — Тейваз, в полном соответствии с «Речами Сигрдривы». Еще более древние подобные памят­ники были обнаружены при раскопках в Нидамском болоте, где были погребены четыре корабля. На борту одного из них было найдено более сотни обоюдоострых мечей с деревянными рукоятями, покрытыми серебром, бронзой или костью. Там же было найден около полутысячи наконечников копий и

стрел, древки многих из которых несли руны Тейваз и Альгиз. Захоронение датируется примерно рубежом III и IV веков н.э.

Разумеется, применение рунических знаков не ограни­чивается теми областями, где эти знаки использовались как литеры алфавитного письма. Пример тому — довольно многочисленные древние кельтские и славянские амулеты, на которых начертаны рунические или близкие к ним символы. Это не может вызвать удивления, если вспомнить о том, что сами по себе знаки, вошедшие в раннесредневековые рунические алфавиты, на несколько тысячелетий старше любой известной системы письма.

Ниже мы рассмотрим различные техники магической работы с рунами; здесь же приведем описания магического «потенциала» и, соответственно, возможного магического применения рун Старшего Футарка.

 

1.Владение

Магическое применение руны весьма широко и связано, главным образом, с материальными ценностями. Начер­танная на кольце или браслете, она может помочь выбрать­ся из нужды, подталкивая к определенным ситуациям и указывая на открывающиеся возможности. Предохраняет от ошибок при приобретении недвижимости и помогает ее сохранить и улучшить. Этот же талисман может защи­тить от неприятностей при перевозке ценных грузов. Необходимо учитывать, что, хотя руна эта и способствует сохранению благополучия, в том числе и финансового, напрямую с деньгами она не связана и вряд ли окажет помощь в спекуляциях и ростовщичестве.

Кроме того, существует мнение, что руна Феху способна оказывать определенную помощь в отношениях между мужчиной и женщиной. Это, видимо, действительно так, однако прежде, чем применить эту руну к данной проблеме, необходимо вспомнить, что область ее действия — мир явленный и наиболее грубые проявления мира тонкого, т.е. не выше манипура-чакры. Так что есть о чем задуматься.

Иногда указывают также, что руна Феху может с успехом применяться при лечении и в магических действи­ях, направленных на очищение места.

2.Uruz — Зубр

В содержании руны Уруз, которую часто называют руной Мощи, неразрывно слиты, подобно «инь» и «янь», мужская и женская компоненты, и руна эта придает мужчинам мужественность, женщинам — женственность, и уверенность — и тем, и другим. С другой стороны, любыесвязи могут возникнуть только там, где присутствует энергия — компонент Силы; бессильный человек не способен ни любить, ни быть другом. С этим связано второе магическое применение руны Уруз — она может помочь зарождению и укреплению любви и дружбы, заключению брака или партнерского соглашения.

В целебной магии руна Уруз часто используется, когда требуется восстановить утраченные больным силы.

3.Турс (т.е.великан)

Основную направленность магической силы руны Турисаз можно охарактеризовать как структуризацию, упорядочивание хаоса — это связано, в том числе, и с тем, что посвящена эта руна богу Тору — богу, который хранит город богов от сил Хаоса и сражается с его представителями — великанами. Считается, что руна Турисаз эффективно помогает при необходимости сосредоточения и достижения самодисциплины, при медитациях, в любом деле, требующем четкого конт­роля или самоконтроля.

Вместе с тем следует соблюдать определенную осторож­ность при работе с этой руной — нередко считается, что действие ее может иметь несколько недобрую окраску. Действительно, Турисаз — головная руна группы Тролль-рун, применяемых в агрессивной магии (см. о группах рунической магии тему 3 этой части курса).

4.Бог

Магическое применение руны Ансуз — дело сложное, требующее опыта и определенного количества личной силы. Это руна Одина, но Один — бог многоликий, и многие его ипостаси далеко не так «добры», как того мог бы хотеть пользователь этой руны. Руна Ансуз связана не только с Одином как Альфедром, т.е. Отцом Всех, но и с Локи, «коварным асом» скандинавской традиции.

Тем не менее руна Ансуз часто используется как «сигнификатор» богов вообще; сила этой руны благоприятству­ет магии и прорицанию, обретению мудрости и развитию магических способностей. Ральф Блюм, кроме того, указы­вает, что особенно продуктивно руна Ансуз может рабо­тать в тех областях жизни, которые так или иначе связаны со словом: например, при сдаче экзаменов или при прове­дении деловых переговоров.

5.Дорога

Применение этой руны в целях практической магии прямо связано с ее определением — это руна Пути. Если вам предстоит путешествие, талисман с изображенной руной Райдо спрямит и сократит ваш путь, сделает его приятным и оградит вас от ненужных неприятностей. Если вы вступаете на путь какого-то иного плана, руна Райдо также поддержит ваши силы и направит усилия.

Кроме того, не следует забывать, что эта руна связана и с традиционными представлениями о Мировом Поряд­ке: многие авторы указывают, что заклятия, в состав которых входит руна Райдо, могут способствовать благо­приятному разрешению негативных ситуаций, искажаю­щих «нормальный» ход вещей, а также предохранять от их возникновения.

6.Факел

Магическое применение этой руны чрезвычайно широ­ко; один из его аспектов может быть сформулирован следующим образом: руна Кано способствует сосредоточе­нию воли и воплощению задуманного. Женщины приме­няют амулеты с начертанной на них руной Кано при зачатии и беременности, чтобы придать ребенку желаемые качества. Художники, писатели, поэты и другие люди искусства могут применять эту руну для наиболее четкого и качественного воплощения задуманного. Амулет с этой руной можно порекомендовать и кладоискателям, и свя­щеннослужителям, и магам. Кстати, о магах — прекрас­ный пример применения ими руны Кано (надпись на камне Сигимара) рассмотрен в 6 теме второй части этого курса.

Второй аспект этой руны — раскрытие. Очевидно, что оба аспекта взаимосвязаны — невозможно воплотить замысел, не раскрыв себя миру. Это очень важный момент, о котором следует помнить, работая с этой руной.

И наконец, Кано — головная руна группы Целебных Рун, используемых при врачевании.

7.Дар

Одно из применений руны Гебо в прикладной магии — это установление партнерских отношений, будь то брак или деловое предприятие. Руна поможет и в правильном выборе партнера, и в поддержании нала­женных отношений.

Второй аспект применения руны Гебо прямо связан с ее именем — это руна Дара, в том числе — дара божественного, под коим можно понимать и личную магическую силу, и мудрость, и удачу.

8.Радость

Магическое назначение этой светлой руны — вызывать радость, прилив энергии, ощущение приподнятости и хорошее настроение, что гораздо важнее, чем многие склонны думать. У некоторых людей способна вызывать благотворное очищение «тонкого тела», снятие энергети­ческих блоков и улучшение самочувствия.

9.Град

Руна разрушения. Основное магическое применение этой руны — способствовать выходу из «заколдованного круга». Простейший пример — знакомое почти всем, до боли приятное чувство жалости к самому себе. Нередко человек проводит часы и дни, смакуя собственные неприятности, отчего последние разрастаются и засло­няют свет. Состояние энергетически устойчивое и от того еще более патологическое. Осознать, что попал в такой «заколдованный круг» и находишься в плену бесконечных внутренних отражений собственной нега­тивной энергии — это добрых три четверти освобожде­ния. А дальше, если самостоятельно выйти вы не в состоянии, начертайте руну Хагалаз — она произведет необходимый «взрыв» и разомкнет круг.

Иногда руну Хагалаз включают в заклятья, предназна­ченные для защиты. Это действительно правомочно, но очень непросто и требует большого опыта и силы.

 

10.Нужда

Руна принуждения. Ей посвящена одна строфа в «Речах Сигрдривы». Поддерживает человека в тяжелое для него время — это одно из ее основных применений — но требует при этом и определенной сдержанности в эмоциях и поступках и способствует проявлению этой сдержанно­сти. Как и большинство рун, может быть нанесена не только на какой-либо специально для нее созданный амулет, но и на любой подходящий предмет или, как советует Сигрдрива валькирия в Старшей Эдде, — на руку или ноготь.

Другое применение руны принуждения связано с актив­ной «подавляющей» магией, направленной вовне, — в том числе с вредоносной, в связи с чем работа с этой руной требует определенной осторожности. Пример такого рода ее применения дается при разборе триадных рунических заклинаний в теме 5 этой части курса.

11.Лед

Руна льда в прямом и переносном смысле этого слова. Область действия руны весьма широка, а основное ее магическое назначение — «замораживание» чего бы то ни было. С ее помощью можно приостановить (но не ликви­дировать!) негативный процесс: болезнь (физическую или душевную), вспышку гнева (не только своего), какое-то явление в общественной жизни и т.д. В некоторых ситуа­циях позволяет получить необходимую передышку.

Следует, однако, помнить, что в северной традиции лед — это не только символ замороженного состояния, но еще и одна из творческих стихий, принимающих участие в формировании и изменении мира. Лед, как и огонь, в этом отношении обладает собственной действующей силой, и эту силу можно использовать, например, в магических практиках, связанных с самотрансформацией, а также — при создании защитных заклятий.

12.Урожай

Руна Йер способствует успешному завершению какого-либо важного дела; можно начертать ее перед началом этого дела, вырезать на амулете или на предмете, участву­ющем в деле непосредственно. Кроме того, эта руна может помочь и в том случае, если уже в середине дела появились неожиданные препятствия, мешающие его благоприятно­му исходу. Необходимо, однако, упомянуть, что примене­ние руны Йер требует от человека приложения личной силы и определенных затрат энергии.

13.Тис

Эйваз — руна Защиты или — точнее — руна Обороны, руна «отвращающих сил» и преодоления, с чем и связано ее магическое применение: помощь в преодолении препят­ствий, как чисто физических (например, в спорте), так и магических или связанных с какой-либо деятельностью. Кроме того, некоторые авторы рекомендуют использовать эту руну, когда хотите оказать кому-то поддержку и защиту.

Следует, однако, помнить, что эта руна связана с глубинными пластами магии, и потому использование ее далеко не всегда так просто, каким может показаться, и в ряде случаев, та защита, которую вы ожидаете от этой руны и которую вы получите, может оказаться несколько неожиданной, а иногда — и странной...

14.перевод неизвестен

Как руна магических инициации, руна Перт подтал­кивает и облегчает процесс качественного изменения сознания (внутреннего посвящения) — на>любом уров­не. В определенных ситуациях может действовать по­добно руне Хагалаз, обрывая замкнувшуюся цепь мыс­лей и вызываемых ими к жизни событий. Использование руны Перт в магических целях может привести к совершению акта психической смерти — разрыву при­чинно-следственных и эмоциональных связей между прошлым и будущим человека. В одних ситуациях это может пойти на пользу, в других — приведет к утяже­лению личной кармы, «затягиванию» ее узлов и обостре­нию вызванных ею ситуаций. Посему использовать эту руну нужно с разумной осторожностью.

15.Защита, Тростник

Руна Защиты или, точнее, Защищенности. При любом определении, однако, необходимо отметить, что защита здесь носит характер пассивный, хотя руна и требует от защищающегося определенного количества личной силы. Применение руны Альгиз создает определенные условия, препятствующие вторжению внешних вредоносных сил — будь то чужое колдовство или падающий с крыши кирпич. В этом плане определение «руна Защищенности» действи­тельно оказывается несколько более точным. Нередко с этой руной связывается покровительство светлых сил.

Кроме того, руна Альгиз действует подобно «глазастым» камням (кошачий, тигровый глаз), усиливая в человеке способность предчувствовать опасность или чье-то нападе­ние, а иногда и предупреждая его тем или иным способом.

16.Солнца

Магическое применение этой руны прямо связано с ее определениями как руны победы, руны могущества и руны целостности. Считается, что руна Соул способна устремить человека или создавшуюся ситуацию к обретению целос­тности. Кроме того, руна Соул может помочь вам прояс­нить неясную ситуацию и подтолкнуть к правильному решению.

В магическом отношении значение этой руны — могу­щество, понимаемое как неразделимое единство Силы, «того, что ведет», и Мощи, «того, что действует».

 

17.Тюр

Многие называют эту руну руной Воина, подразумевая под этим ее способность даровать силу, волю к победе и в конечном итоге успех. Руна Тейваз способна помочь человеку в любой борьбе, но прежде всего — в борьбе с силами Хаоса собственного «Я». В древности воины рисо­вали эту руну на щитах и рукоятях мечей, чертили ее перед битвой, дабы укрепить свою решимость. Сигрдрива в Старшей Эдде называет руну Тейваз руной Победы.

18.Береза

Магическое применение этой руны связано с ее опреде­лением как руны плодородия, роста и движения к расцвету. Она может служить как стимулятором плодородия в целом, так и стимулятором роста в частности. Способству­ет рождению и — возрождению. Может помочь при решении проблем, связанных с воспитанием детей, а также облегчить роды и исцелить от бесплодия. Используется также в защитных и целебных заклятьях, часто вводится в состав заклинаний, направленных на очищение (как магическое, так и физическое) места или человека.

19.Лошадь

Эту руну изменений и движения часто используют, чтобы изменить, «растормошить» нечто, вошедшее в фазу застоя. Этим нечто может быть и какая-то ситуация, застрявшее дело, и хроническое заболевание, и, наконец, человек, впав­ший в душевную летаргию или зациклившийся на некоторой неразрешимой проблеме. В этом плане можно сказать, что руна Эваз работает точно противоположно руне Иса. Другой аспект ее действия — облегчение пути путешествующих (как говорят, особенно — путешествующих по воде).

Однако, возможно, что гораздо большее значение имеет иной аспект магического действия этой руны, связанный с представлением о коне как о символе внутренней транс­формации и шаманского путешествия между мирами. В этом отношении руна Эваз является одной из рун магичес­ких посвящений и находит себе соответственное примене­ние в магических ритуалах, связанных с инициацией.

20.Человек

Использование руны Манназ в магических целях неод­нозначно и требует приложения значительного количества энергии. Иногда ее характеризуют как руну поддержки и помощи, иногда — как руну самореализации. Некоторые авторы рекомендуют использование руны Манназ в закля­тьях, направленных на обеспечение благоприятной обста­новки в коллективе. Иногда руна Манназ используется в медитативных техниках.

21.Вода

Руна Лагуз — руна интуиции, руна «того, что ведет», и с этим связано ее магическое применение. Использование ее обостряет и усиливает интуитивное восприятие мира, помогает в изучении оккультных наук и в проникновении в тайну — это один аспект ее действия. С другой стороны, руна способствует заключению брака, образованию новой дружбы и восстановлению старой, прекращению размол­вки или ссоры.

22.Инг (Фрейр)

Одна из самых прекрасных и наиболее могучих рун Футарка. Магическое применение руны Ингуз связано с силами светлого аса Фрейра; фактически, использование этой руны — это непосредственное обращение к этому богу. Руна может быть использована везде, где ощущается недостаток природных сил плодородия: в случае женского бесплодия или мужского бессилия, неурожайности земли или неплодотворности работы. Также руна Ингуз способ­на снять излишнее напряжение и восстановить баланс (равновесие) жизненных сил человека.

Часто используется в целях целебной магии.

 

23.Наследие

Руна Отал применяется во всех областях жизни и деятельности человека, связанных с его собственностью, наследством, семьей или родом. Многими авторами эта руна характеризуется как охранная — в смысле охранения семьи и ее собственности, защите благополучия рода и т.д. Другой аспект ее магического применения — образование границ, под чем следует понимать разграничение своего и чужого, их разделение и взаимную изоляцию.

24.День

Основное магическое применение руны Дагаз — при­ближение конца периода тьмы («ночи») и начала периода света и процветания («дня»), осуществление прорыва в каком-либо деле или сдвига его с мертвой точки. Многими авторами эта руна определяется как руна Света вообще, а применение ее описывается как привлечение света в ту или иную область. При этом само понятие «света» может трактоваться здесь почти в любом известном или близком для вас виде.

Руна Дагаз может быть также использована при лечении затяжных болезней.

* * *

Рекомендуемая практика

Как уже говорилось выше, каждая руна связана у мага с определенным набором ассоциаций, или, иначе говоря, с некоторым сдвигом его точки сборки, положение кото­рой определяет восприятие мира. Набор ассоциаций, связанный с руной, позволяет магу оценивать и описывать ситуацию в процессе расшифровки результатов гадания; он же позволяет ему и понимать силу, стоящую за руной, и, следовательно, выбрать ту или иную руну, воздействие которой наиболее близко к тому изменению, которое маг хочет произвести.

Необходимо отметить два важных момента. Во-первых, ни одна из рун ничего за вас не сделает. Приведем простой пример.

Вы ощущаете себя на пороге. Всем своим существом вы чувствуете, что стоит сделать шаг — и все изменится. Но перед вами словно упругая стена, и сколько вы ни заносите ногу, чтобы сделать этот решающий шаг, мягко, но властно вас отталкивают назад. Рекомендация: вырежьте на кусочке дерева руну Дагаз и носите ее с собой. На листе бумаги сделайте большое изображение той же руны и повесьте лист у себя на работе, в кабинете или дома — так, чтобы он часто был у вас перед глазами. Таге вот, руна Дагаз может помочь вам убрать стоящую перед вами стену, но, сколько бы вы ни смотрели на эту руну, она не сделает за вас решающего шага.

Во-вторых, — и это очень важно — действие руны во многом зависит от того, насколько четко вы понимаете и ощущаете вложенную в нее силу, насколько хорошо вы проложили тропку к свойственному для ее взаимодействия с вами набору ассоциаций. Требуемый результат в этом направлении достигается только опытом, а опыт приобре­тается только в процессе работы с рунами.

Работа, которую мы рекомендуем в качестве практики к данной теме, — это осмысление тех описаний магичес­кого содержания рун, которые только что были даны. Здесь не стоит спешить, немедленно «бросаясь в омут приклад­ной магии», как охарактеризовал это один из наших знакомых. Напротив, следует не торопясь и «со вкусом» вернуться к описаниям рун Футарка, данным в 5-й теме первой части курса, и просто поразмыслить о том, почему та или иная руна находит себе именно такое применение в «прикладной» магии. Такие своего рода «ментальные медитации» способствуют не только лучшему знакомству с рунами, но и осознанию тех аспектов их магического применения, которые скорее могут быть прочувствованы, нежели описаны на бумаге.


Раньше   Дальше