1000chertej.ru - магический портал

Тема 10.

 

Холодное оружие

Древняя европейская сакральная Традиция пестрит упоминаниями о волшебном оружии. Прежде всего мы встречаем священное оружие в мифологии в качестве непременных атрибутов ряда богов. Таковы, например, Гунгнир и Ассал — копья скандинавского Одина и кельт­ского Луга, таков Мьёлльнир — молот Тора, или волшеб­ный меч Фрейра. Очевидно, что каждый из этих предметов вооружения имеет множество уровней осмысления: и архетипического, и космологического, и магического... Так, например, священное копье Одина (или Луга) — это и axismundi, мировая ось, т.е. Древо Мира, пронизываю­щее и объединяющее три традиционных мира, и символ великой мистерии (сравни Жертвоприношение Одина, который пронзает себя копьем ради Знания, или Копье из цикла легенд о Святом Граале), и очевидный фаллический, мужской символ, и, кроме того, позвоночный столб чело­века.

Однако данная тема этого курса посвящена не оружию богов, но тому магическому оружию, которое использова­лось, согласно легендам и сагам, людьми и магами Древней Европы.

Упоминаний о таком оружии множество — нет смысла перечислять их все. Достаточно вспомнить Каледвулх, мечкороля Артура,

 

выкованный кузнецами Аваллона; или меч Ботвара сына Бьорна Медведя, появлявшийся из ножен только в случае смертельной опасности и издававший при этом пронзительный крик; или легендарный русский меч-кладенец... Однако, прежде чем перейти к оружию соб­ственно магическому, нужно сказать несколько слов и о сакральности оружия вообще.

Холодное оружие, насколько мы можем судить, было окружено магическими представлениями с самого момен­та своего появления. Самый процесс работы с металлом в традиционном сознании представляется сакральным и связывается с определенной магией; отсюда проистекает то огромное уважение и даже мистическое почтение, которым вплоть до наступления Нового Времени пользовались в европейских деревнях кузнецы. Так, например, у галлов в раннем Средневековье к кузнечному делу допус­кался только свободный человек, а когда кузнец умирал, его инструмент нередко хоронили вместе с ним, как оружие воина или орудия мага.

Задумываясь о месте холодного оружия в европейской Традиции, мы можем видеть, что меч, например, «сакрален как таковой, что подтверждается как эпическими, таге и юридическими источниками»2. Вероятно, древнейшие упо­минания о поклонении мечу связаны с аланами (Аммиан Марцеллин) и скифами (Геродот). Отношение к мечу как к живому существу мы встречаем и в средневековых эпических произведениях (например, в «Песне о Ролан­де» ), и даже в довольно поздних балладах и легендах, как, например, в датской балладе «Меч-мститель»:

Педер стоит в углу двора, Ему с мечом говорить пора.

«Меч мой, славу свою обнови. Хочешь ли ты искупаться в крови?

Ты за меня, мой меч, постой, Нет у меня родни другой».

В силу свойственного сакральной Традиции закону все­общего подобия («то, что вверху, как то, что внизу»), оружие земное, физическое, почиталось своего рода «от-

 

ражением» оружия божественного, при­надлежащего богам, и, соответственно, счи­талось посвященным тому или иному богу: копье, например, — Одину; меч — Фрейру или Одйну; топор, палица, кистень — Тору. Конечно, такое посвящение — вещь отно­сительно поздняя, однако мы можем уви­деть сакрализацию оружия и обращаясь к более древним временам. Так, М.Маковс­кий справедливо возводит готское«меч» к древнейшей индоевропейской ос­нове - «издавать» и даже связывает в один семантический ряд англ.(нем.) «меч» и англ. (нем.) «слово».

То же самое молено было бы сказать и о других видах оружия, но сакральность меча наиболее очевидна.

Нужно сказать, что меч (или нож) у многих народов древности служил не только оружием, но и символом личной свободы (см., например, сделанные Тацитом опи­сания мужских инициации германцев), и сильнейшим оберегом, и предметом, который при необходимости мог стать магическим инструментом. И вот здесь необходимо сделать небольшое отступление, чтобы подчеркнуть эту последнюю функцию оружия.

Речь в данном случае идет не о волшебном боевом оружии, но, напротив, о холодном оружии, находящем применение как средство традиционной магии. И меч, и нож являются универсальными магическими инструмента­ми, широко используемыми как в профессиональной, так и в бытовой магии.

По всей Европе железо само по себе считалось до последнего времени сильным оберегом, которого не могут коснуться многие враждебные духи и вредоносная магия (известны, например, раннесредневековые славянские же­лезные амулеты-подвески, выполненные в форме неболь­шого ножа), а изготовленные из железа (стали) режущие и колющие предметы и сейчас наделяются в сознании людей магическими свойствами.

Наряду с защитным (оберегающим), активный аспект также присущ магии холодного оружия. Так, традиционно именно ножом проводится на земле черта, закрывающая доступ магии извне; будучи замкнута, такая черта обрамляет магический круг. Однако тот же нож или меч может быть использован и как орудие активной защиты или магичес­кого нападения, выступая, подобно посоху, «направляю­щей» для магической энергии.

Отметим, что представитель традиционной культуры без нужды не втыкал меч или нож в землю (хотя бы потому, что это сказывается на клинке не лучшим обра­зом) . Магический же смысл запрета связан с осознаванием Земли как тела Богини-Матери. Только в ряде специфичес­ких ритуалов меч намеренно втыкался в землю, отражение чего мы видим, например, в легенде о том, как будущий король Артур извлек меч из камня.

Однако вернемся к основной теме. Не следует думать, что в качестве рабочего материала металл стал выступать лишь совсем недавно. Разумеется, древесину и кость человечество освоило в гораздо более древние времена, и тем не менее в Европе освоение металла началось не позднее начала VII тысячелетия до н.э.!

Долгое время сырьем для производства металлических изделий служили, несомненно, самородки. Так, древней­шая в Северной Европе мастерская по обработке само­родной меди обнаружена в Прионежской Карелии и имеет возраст в четыре тысячелетия. Другим металличес­ким сырьем, используемым со столь же незапамятных времен, являются осколки железных метеоритов — об этом свидетельствуют древние имена этого металла: греч. зидейрос — «звездный», арм. яркат — «капнувший с неба» и т.д.

Эти самородные металлы — как рожденные Землей, так и пришедшие со звезд — с незапамятной древности почитались как обладающие магическими свойствами. Позднее, когда люди научились выплавлять металлы из руд, представления о волшебстве, им присущем, были перене­сены и на искусственно получаемые металлы. Тем не менее представление о том, что самородный или «звездный» металл обладает особенно мощной магией, не исчезло. Еще в Средние Века маленькие самородки серебра, меди или золота нередко носили как амулеты, а меч или нож, выкованный из метеоритного железа, всегда считался магическим.

Как процесс добычи металлов, так и процесс их обра­ботки традиционно осмыслялись как действие сакральное, с чем связано и формирование культа Бога-Кузнеца, и особое отношение к кузнецам, свойственное любой евро­пейской традиционной культуре.

Несмотря на широчайшее распространение, которое железо завоевало уже в I тысячелетии до н.э., этот металл очень долго почитался обладающим волшебными свой­ствами не менее, чем, например, золото. Основной магией железа Традиция считает способность отпугивать и изго­нять злых духов. Так, до самого последнего времени во многих странах Европы было принято при строительстве дома закладывать под порог какой-нибудь железный пред­мет (ножницы, лемех, просто кусок железной крицы). Вбитые в дверные косяки и в оконные рамы железные гвозди и иголки до сих пор нередко считаются хорошей защитой от злого колдовства и даже от проникновения в

дом недоброй ведьмы или колдуна. Железные гвозди, кроме того, вбивали для магической защиты в кровати рожениц и в колыбели.

Итак, уже сам по себе материал, из которого изготовлен меч или нож, обладает определенной магией, точнее — магическими свойствами. Дополнительную магию придает оружию и сама его форма: как и посох, меч или нож может быть использован для направления магической энергии, свободно «стекающей» по клинку. Очень часто в сакраль­ной Традиции оружие украшалось магическими символа­ми, как о том говорит, например, Скирнир в одной из песен Старшей Эдды о мече бога Фрейра:

Видишь ты меч в ладони моей, изукрашенный знаками?..

(Поездка Скирнира, 23)

Таких «изукрашенных знаками» древних клинков нема­ло сохранила земля. На многих мечах и наконечниках копий, датируемых началом — серединой прошлого тыся­челетия мы можем видеть разнообразные магические символы, в том числе — и руны. И очень часто вместе с магическими изображениями мы находим на клинках начертанное рунами имя самого оружия.

Действительно, в древности многие клинки имели соб­ственные имена. Так, например, саги рассказывают о короле Магнусе, что тот владел великолепным мечом, гарда кото­рого была сработана из моржового клыка, а рукоять — покрыта золотом. Имя меча было , что значит «Ногокусатель». Среди других известных нам имен мечей можно назвать: «Пламя Одина», «Лед Битвы», «Огонь Щитов», «Огонь Князя Моря», «факел Крови», «Змей Раны», «Молот Вязи Боя», «Пес Шлемов» и т.д. Точно так же собственные имена часто имели и ножи, и копья.

Прекрасным примером нанесения имени на клинок может служить наконечник копья, найденный близ Бреста (бывш. СССР) и датируемый III в. н.э. По стальному клинку серебром инкрустированы священные знаки (свастика и солярные символы) и руническая надпись — — «Нападающий», представляющая собой имя наконечника.

Еще один пример — наконечник копья из Овре-Стабю (Скандинавия, II в. н.э.), имя которого звучит как,

что означает, по разным версиям, либо «Ранящий» (т.е. «наносящий ранения»), либо — «Испытывающий». Дру­гие начертанные на клинках рунами имена орркия звучат как— «Нападатель» или «Пронзающий» (Германия, III в.),— «Лаятель» (т.е. «тот, кто лает»),

— «Могучий-в-Храбрости» и т.д.

Нужно также сказать, что известны предметы, на которых одна надпись соединяет заклинание и собственное имя предмета. Так, на клинке одного из раннесредневеко-вых мечей-можно видеть руническую надпись, гласящую: «Да не щадит никого Марр»; «Марр» здесь как раз является именем меча.

* * *

Рекомендуемая практика

Прежде чем предложить читателю ту или иную практи­ку по данной теме, следует оговориться (пусть и повторя­ясь) о двух принципиальной важности моментах.

Итак, во-первых, холодное -оружие, обладающее теми или иными магическими свойствами — а оно обладает таковыми уже в силу самой своей природы! — может принадлежать к одному из двух классов:

1) боевое (или охотничье) оружие, магически измененное для придания ему нужных качеств; такое оружие может, помимо основной своей функции, высту­пать

в качестве своего рода волшебного предмета, «талис­мана» ;

2) оружие с магическими свойствами, используе­мое в качестве магического инструмента и не находящее себе иного применения.

Во-вторых, следует помнить о том, что любое оружие, будь оно магическим или боевым, требует искусства и мудрости в применении; вот как говорит об одном из древних священных мечей Старшая Эдда устами Скирни-ра, слуги бога Фрейра:

...меч, разящий ётунов род,

если мудрый им бьется...

(Поездка Скирнира, 9)

Вывод, который читатель должен сделать для себя из последнего замечания, прост: не умеешь — не берись. (И мы просим прощения за несколько нарочитую грубость.)

Что же касается первого замечания (относительно двух классов холодного оружия, обладающего магическими свойствами), то здесь мы должны отметить, что собствен­но технологии создания магических инструментов выхо­дят за рамки данного курса. Несколько подробнее мы остановимся здесь лишь на вопросе придания желаемых магических качеств боевому и/или охотничьему холодно­му оружию.

Прежде всего нужно сказать, что для достижения данной пели подходят все те практические техники руни­ческого Искусства, которые были рассмотрены в этом курсе. В дополнение к этим техникам — или независимо от них — можно использовать нанесение на оружие его имени, записанного рунами; однако при этом следует учитывать магическую нагрузку каждой отдельной руны, входящей в имя.

Отметим также, что для оружия боевого традиционным является использование рун Тейваз и Альгиз; для оружия сугубо охотничьего — рун Альгиз, Иер, Эваз и Феху; для оружия иного назначения — рун Альгиз, Райдо и, иногда, Ансуз. Кроме того, для гравировки на клинках холодного оружия любого назначения прекрасно подходят гальдраставы группы Шлемов Ужаса.


Раньше   Дальше