1000chertej.ru - магический портал

Тема 11.

 

Рунические тексты

«Коварным называюсь, вороном называюсь, я, эриль, вырезаю руны» — гласит одна шведская руническая надпись VI в. Эрилями в древней Скандинавии назывались маги, владевшие искусством создания комбинаций рун и целых рунических текстов. Точная датировка появления этого раздела рунического Искусства в Северной Европе весьма затруднительна, однако можно, пожалуй, утверждать, что первые устойчивые рунические заклинательные формулы (alu, например) были созданы не раньше чем через столетие после формирования Футарка.

Суть этого сложного искусства связана с тем, что действие рун не аддитивно — например, две руны, вырезанные вместе, могут иметь действие, отличное от суммарного действия тех же рун, вырезанных отдельно. Нужно отметить, что не любая, конечно же, комбинация рун является сакральным, заклинательным словом. О некоторой части случайным образом подобранных комбинаций из нескольких рун можно сказать, что действие этих комбинаций отличается от сум­марного действия слагающих их рун незначительно. Осталь­ная — большая — часть таких комбинаций (так же, как и почти все комбинации большого числа рун) или имеют действие совершенно непрогнозируемое, или вообще ника­кого — в таком случае говорят, что руны «гасят друг друга». В то же время можно, при желании и умении, подобрать комбинацию рун, имеющую любое или почти любое необхот димое действие.

Некоторые примеры использования искусства построе­ния рунических заклинательных слов мы приводили в 4-й и 5-й темах этой части данного курса. Здесь же речь пойдет о дальнейшем развитии данной области рунической магии — об искусстве построения больших рунических текстов.

Многие замечательные примеры искусства эрилей дают нам заклинательные рунические надписи на камнях. Так, чрезвычайно интересен Бьоркеторпский камень, несущий две надписи — на лицевой и задней поверхностях. Заметим, что рунические надписи, сделанные на разных сторонах одного предмета (камня, клинка и т.д.), во избежание путаницы принято обозначать буквами латинского алфавита. На при­водимой здесь фотографии Бьоркеторпский камень обращен к зрителю стороной А.

Нас прежде всего интересует надпись Bjorketorp В. Она представляет собой достаточно длинную (10 позиций) комби­нацию рун. Надпись Bjorketorp А является чем-то вроде пояснительной записки. Вот ее перевод (трактовка А.Платова):

Я укрыл здесь могучие руны,

упокоил злые чары.

Силой моего магического искусства

умрет в изгнании тот,

кто разрушит этот монумент.

Над надписью В работали многие специалисты разных стран; как правило, ее переводят словосочетаниями вроде «приносящее разрушение пророчество» или «зловещее пред­знаменование». На наш же взгляд, это и есть рабочая комбинация рун, о которой эриль говорит: «Я укрыл здесь могучие рунър>. Впрочем, мы, разумеется, вовсе не отрицаем, что эта комбинация рун может иметь и смысловое, лексичес­кое значение — тем лишь больше наше уважение к мастер­ству ее создателя.

При тщательном рассмотрении и надпись А оказывается совсем не так проста, как кажется на первый взгляд. Прежде всего, необходимо отметить (хотя само по себе к магии это не относится), что в надписи употреблен Футарк, немного отличный от классического. Руна Кено заменена здесь на знак, похожий на букву «Y», руна Гебо — на знак, похожий на греческую «лямбда» или на перевернутый «Y». Вместо руны Ансуз, несущей звук «а», также употреблен иной знак. Это не единичный случай примене­ния такого набора знаков — этот алфавит, мало отличающийся от Футарка и так же называемый, употреблялся наравне с классическим. Современные ученые не считают его самостоятель­ным и не отличают от Футарка.

Сколько же знаков содержал этот алфавит? Не меньше 24 — число рун Футарка и число знаков алфавита, в котором просто заменены три названные руны. Не больше 27 — число знаков алфавита, в котором все три названные руны не заменены, а сохранены наравне со старыми.

Всмотримся теперь в надпись Bjorketorp А. Она сбстоит из 6 строк, число знаков в которых меняется, но не хаотично: 13, 13, 14, 12, 14, 12 — в среднем 13. И это не случайность: строки искусственно подогнаны под нужную длину. Так:, в строке 2 опущена руна, грамматически необходимая — после 10-го знака должна стоять руна Эваз. Кроме того, текст разбит на строки таким образом, что начала слов оказыва­ются на одной строке, а концы — на другой. Например, ginArunAR записано так, что g осталось на строке 2, а остальное попало в строку 3. Зачем?

Итак, две строки по 12, две строки по 13, две строки по 14 рун. Итого — 78 рун, т.е. трижды по 26 — трижды вероятное число знаков примененного здесь Футарка. Это — магия. Там, где употребляется обычный Футарк, мы встре­тимся со строфами и фразами длиной 72 знака — трижды число входящих в него рун. Таким образом, надпись Bjorketorp А — заклинание, построенное по несколько иным принци­пам, чем Bjorketorp В, тем же эрилем.

Сколько внутренних взаимосвязей в рунах одного камня! Эриль создает магическую комбинацию рун (надпись В), имеющую одновременно и лексическое значение «зловещее предзнаменование», упоминает о ней в заклинании (надпись А), тоже построенном по определенным принципам — и ведь нам пока еще неизвестно, зачем такие сложности с длиной строк! Если бы эриль хотел только соблюсти общее число рун, он мог бы записать 6 строк по 13 знаков — так ведь нет, что-то еще скрыто здесь.

Бьоркеторпский камень является не единственным столь сложным памятником искусства эрилей. Не менее инте­ресны надписи Стентофленского камня.

Stentoflen А содержит 5 строк неравной длины. Вот перевод первых трех строк:

Жителям Ниухи, гостям Ниухи, Хатуволафор дал...

Далее в третьей строке начертана руна Йер. По всей видимости здесь мы сталкиваемся с элементами идеогра­фической письменности в рунике. Имя этой руны означает «урожай». Вероятно, имеется в виду, что Хатуволафор дал людям урожай или урожайный год. Кто такой Хатувола­фор, совершенно неясно — это может быть какой-то эриль, маг, а может быть, и некое местное божество.

Четвертая строка, содержащая около 20 знаков, из которых не менее четырех утеряны (стерты) и еще два вызывают сомнения в прочтении, переводу не поддается. Строка содержит явное имя собственное, допускающее точное чтение, и является, возможно, рабочей комбина­цией рун, что, ввиду плохой сохранности, ни доказать, ни опровергнуть невозможно. Пятая строка, в которой стерты две руны,

является началом надписи на другой стороне камня.

Stentoflen В вкупе с пятой строкой первой надписи представляет собой рунической заклинание, аналогичное надписи Bjorketorp А. Поражает, что надписи практичес­ки совпадают, за исключением перестановки некоторых слов и грамматических вариаций (hideR — haidR и др.)' Перевод (со строкой 5 надписи А) полностью совпадает с переводом Бьоркеторпской надписи. Видимо, это было распространенное заклинание, зафиксированное в устной форме и записываемое эрилями по-разному. Так, Стентоф-ленское заклинание, в отличие от Бьеркеторпского, содер­жит не 78, а 75 знаков — видимо, стентофленский эриль владел 25-рунным Футарком.


Вообще, отношение к Футарку, как к явлению боже­ственному и магическому, определяло для древних магов тот факт, что любое слово, записанное рунами, уже становилось пусть чуть-чуть, но заклинанием. Более того, существуют рунические надписи, в которых Футарк сам по себе выступает как некое магическое заклинательное средство: известно, по меньшей мере, полдесятка памят­ников, содержащих в качестве действующей комбинации рун простое перечисление рун Футарка.

Говоря о рунических камнях, нельзя не упомянуть о таких замечательных памятниках, как языческие алтари — жертвенные камни. Ярким примером может послужить «плита Хрорара», надпись на которой гласит:

Я, эрилъ Хрорар,

сын Хрорара,

сделал эту жертвенную плиту.

(Конец надписи не совсем ясен.) На другой стороне надписи нанесена комбинация из четырех рун:Современные специалисты безуспешно бьются над ее пере­водом, но, боюсь, достичь успеха здесь не удастся — это сочетание вряд ли имеет лексическое значение, о чем говорит хотя бы употребление руны Эйваз, руны сугубо магической, в текстах встречающейся крайне редко. Несомненно, это магическая комбинация рун, составленная и вырезанная эрилем Хрораром, но воздействие и назначение ее не ясно.

Интересно, что надпись Хрорара содержит ровно 40 знаков. Число это не случайно, так как в тексте дважды употреблены так называемые «совмещенные руны», т.е. знаки, несущие в себе сразу две руны, — явный признак того, что длина надписи подгонялась под необходимую. Кроме того, это ровно в 10 раз больше, чем число рун в рабочей комбинации. Что все это значит и какой в этом смысл — остается загадкой, так же как и назначение рабочей комбинации рун на другой стороне камня.

Приведенные выше примеры могут создать впечатление, что большинство рунических надписей, в том числе и маги­ческих, расшифрованы и поняты, если не специалистами по прагерманским языкам, то хотя бы современными магами. На самом деле это далеко не так. Многие рунические памятники представляют собой абсолютную загадку, подо

браться к решению которой на настоящий момент еще не удалось, многие надписи поддаются прочтению и пониманию лишь отчасти, и, наконец, большое количество надписей, даже переведенных, до сих пор скрывают от нас свой смысл. Таков, например, веттеландский камень, надпись на котором лишилась под действием времени почти полуде­сятка рун. То, что осталось, поддается, в целом, переводу, который ничего не объясняет:

Устрашенный злыми силами, камень моего сына начертал.

Также совершенно неясны смысл и содержание надписи NordendorfI, первая (А) часть которой содержит имена трех богов: Логатора, Бодана (Одина) и Донара-Освяти-теля (Wigithonar), а вторая (В) — непереведенную комбинацию из 11 рун, имеющую, на наш взгляд, лекси­ческое значение, так как она включает в себя вполне

осмысленный корень (или, может быть, в данном случае — слово) leub— «дорогой, любимый». Наконец, приве­дем пример надписи, текст которой не поддается вообще никакому анализу, а некоторые знаки, несомненно руни­ческие, отсутствуют в Футарке и в любом другом руничес­ком строе того времени. Это надпись на брактеате из Линдкаэра.

 

* * *

Рекомендуемая практика

Необходимо сказать несколько слов о самой работе эриля в процессе создания магических комбинаций рун и рунических текстов.

Как и другие направления рунической магии, данное искусство опирается, прежде всего, на «эгрегоры», сдвиги точки сборки, соответствующие отдельным рунам. Маг, применяющий отдельные руны, должен четко осознавать сдвиг точки сборки, задаваемый используемой руной (грубо говоря, ее «настроение»). Эриль же, создавая сакральное слово, осознает и совершает в себе комплексный сдвиг точки сборки, обеспечиваемый всей комбинацией рун. Таким образом, искусство эриля, вернее, его часть, связанная именно с созданием сакральных слов и рунических текстов, требует и прекрасного знания рун, и четкой связи с их «эгрегорами», и, с другой стороны, отлаженной работы тренированной психики. В то время как люди, не обладаю­щие названными необходимыми качествами эриля, могут преуспеть в применении готовых комбинаций рун (что, по всей вероятности, было широко распространено и в древно­сти), искусство создания рунических текстов с заданными магическими характеристиками остается искусством «эли­тарным» даже внутри самой рунической традиции.

Что касается практики, которую можно было бы реко­мендовать читателям, изучающим наш курс рунического искусства, то в данном конкретном случае следует, вероятно, рекомендовать тем из них, кто не полностью уверен в своих силах, вообще воздержаться от практики. Однако для тех, кто решит не прислушиваться к этому совету, приведем и некоторые конкретные практические соображения, кото­рые, возможно, окажутся полезными для стремящихся овладеть данной областью рунического Искусства.

Во-первых, курс ориентирован на русскоязычного чита­теля, который, вероятно, малознаком с древнескандинав­скими языками. Посему, во избежание ненужных про­блем, первая рекомендация — использовать для составле­ния рунических текстов только славянские руны, рассмот­ренные в 7-й теме первой части.

Во-вторых, не следует стремиться к составлению длин­ных текстов — по крайней мере, поначалу.

В-третьих, учитывайте количество рун в словах, строках и в тексте в целом — это важно!

И наконец, в тех случаях, когда из-под вашего карандаша или резца выйдут творения, скажем так, не совсем гениаль­ные, не забывайте уничтожать их путем сжигания или соскабливания...


Раньше   Дальше