1000chertej.ru - магический портал

Тема 2.

 

Вне алфавитные руны. Субрунические символы

Арсенал рунической магии отнюдь не ограничивается рунами, входящими в рунический ряд, используемый тем или иным рунемейстером (т.е. мастером рунического Искусства). Существует довольно значительное количе­ство рунических символов, не входящих в рунические ряды, но находящих применение в области активной магии. Такие руны, не имеющие фонетических соответ­ствий, называются вне алфавитными.

Следует отметить, что само по себе выделение вне алфавитных рун в отдельную группу — вещь достаточно относитель­ная. Многие руны, не используемые в качестве знаков письма в одних областях, оказываются алфавитными рунами в других. Так, например, руна Фрейра (Ингуз), принадлежа­щая Старшему Футарку и, соответственно, являвшаяся алфавитной в Скандинавии в I тысячелетии н.э., не входит в северовендский рунический строй — т.е. является вне алфавитной руной по отношению к славянским рунам. Наоборот, руна Вальда, внеалфавитная по отношению к Футарку, во Фризии являлась, по существу, алфавитной и передавала на письме звук

Иногда считается, что многие вне алфавитные руны обла­дают магической силой, превосходящей силу рун Футарка. Мы полагаем, что это далеко не всегда так, но то, что вне алфавитные руны могут быть применяемы в магии с не меньшим успехом, чем алфавитные, сомнений не вызывает.

(нем. «Волчий крюк»)

Руна повторяет форму специального орудия — «волчь­его крюка», с помощью которого в древности ловили волков. Предполагается, что руна могла передавать звук ai. Магическое назначение — охрана, пленение, сковывание движений и намерений противника, обеспечивающее соб­ственную свободу. Нередко руна требует весьма осторож­ного обращения.

В Средневековье руна использовалась для магической охраны от волков. В XV веке эта руна оказалась эмблемой крестьянского восстания в Германии; в XX веке некоторое время была символом немецкой нацистской партии, затем — знаком одной из дивизий СС.

Имеет фризское происхождение; фонетическое значе­ние —. Посвящена богу зимы и неба (фриз., сканд.). По мнению Найджела Пенника, «является руной личной силы». Насколько это так, судить сложно, а вот то, что руна Вальда связана с зимним Солнцеворотом (сканд.), можно утверждать однозначно.

Руна Земли и земной богини, носящей в германских языках то же имя (и т.д.). Символизирует, с одной стороны, собственно Землю, ее святость и ее магию, с другой — родную землю, Родину и Род. Благодаря этому руна Эрды оказалась эмблемой расового отдела СС. (В Германии неред­ко не делают различия между рунами Эрда и Огал.)

Четвертой внеалфавитной руной (немецкого, вероятно, происхождения) является руна Зиу, одного из древнейших германских богов. Имяпрактически совпадает с именем античного Зевса; действительно, Зиу долгое время оставался верховным небесным богом, властелином мол­ний, пока не был лишен этой функции новопоявившимся Тором и не превратился во второстепенного бога воинских искусств — скандинавского Тюра. Руна объединяет начер­тания руны Зиг и руны Тюра и считается руной силы, сосредоточения энергии, справедливости и воздаяния по заслугам.

 

Помимо вне алфавитных рун, арсеналу рунической магии принадлежат также так называемые субруничеасие символы. В теме 2 первой части мы рассказывали о формировании древних священных алфавитов из накопленного массива сакральных символов. Очевидно, что далеко не все такие знаки оказались вовлеченными в алфавиты; многие из них продолжали существовать и использоваться как самостоя­тельные знаки. После создания классического Футарка и других рунических рядов такие символы превратились в их «субруническое окружение», т.е. стали тем фондом, из которого рунемейстеры черпали при необходимости маги­ческие знаки, дополняющие руны используемых ими рядов.

Многие субрунические символы (свастика, например) гораздо древнее отдельных рун Футарка; рунемейстеры Европы использовали такие символы наряду с собственно рунами, зачастую не делая между ними принципиального различия. Отметим, что и граница между внеалфавитными рунами и субруническими символами носит довольно условный характер.

Ниже мы приводим описания некоторых из сакральных субрунических символов.

Свастика

Классическое санскритское название этого символа происхо­дит от индоевропейскогои может быть переведено как: «связанный с благом». (К этому же корню восходит русское свет.) У славянских народов свастика была известна под именем Коловрат, у германцев —(ст.-англ.) или(ст.-нем.). Насколько это можно установить, во все времена у всех

индоевропейских народов свастика была символом Солнца, огня и света, иногда — плодородия. В Скандинавии свастику нередко трактовали как универсальный символ единства стати­ки и динамики и ассоциировали с веретеном Фригг, вращение которого служило символом времени и судьбы.

Магия знает различные виды свастики, содержащие разное количество ветвей; помимо общеизвестной четырехветвевой, существуют свастики и трех-, пяти-,семи-

и более ветвевые. Когда свастика содержит всего две ветви, она вырождается в руны Эйваз или Йер.

Вот некоторые специфические варианты свастики: Трискель — трехветвевая свастика, известная многим народам Европы. На Севере использовался в основном разомкнутый «ломаный» трискель, на Британских остро­вах — замкнутый в круг. В Уэльсе известен также вариант трискеля, называемый там «Глаз Дракона» и используемый в магии Земли. Отметим, что северный (разомкнутый) вариант трискеля представляет собой соединение трех рун Лагуз, связанных с магией внутреннего круга.

Зонненрад (солнечная свастика) — символ Солнца (как, впрочем, и обычная свастика). Некоторое время Зонненрад был эмблемой знаменитого германского ордена Туле, который, после прихода к власти в Германии наци­онал-социалистов, благополучно передал этот символ не­которым подразделениям и северным дивизиям СС.

Крест

Обыкновенный четырехконечный крест, наряду со сва­стикой, является одним из древнейших и наиболее распро­страненных священных знаков. Само название знака про­исходит от общеиндоевропейского корнясо значени­ем «искривленный». Этот корень мы можем видеть в русских словах круг, кривой, в лат.— «крест». С древнейших времен крест был известен всем индоевропей­цам, и у каждого из них был символом жизни, неба и вечности. Многие исследователи соглашаются с тем, что равноконечный крест, помимо всего прочего, отражает и принцип объединения и взаимодействия двух противопо­ложных начал: женского (горизонтальная черта) и муж­ского (вертикальная).

Кельтский крест

Еще один глубоко магический знак — «кельтский крест» — крест, заключенный в круг. Как и прямой крест и свастика, этот знак известен практически всем индоевропейцам и так же восходит, как минимум, к временам, отстоящим от нас на 8—9 тысячелетий. Название же «кельтский» связано с тем, что именно кельты особенно почитали этот символ.

Двенадцатиконечный крест

Еще один магический знак из серии четверочастных символов — двенаддатиконечный крест, иногда рассмат­риваемый как комбинация четырех рун Альгиз. Назначе­ние его реконструируется как защита от внешних воздей­ствий. Интересно, что это пересекается с параллельными исследованиями: некоторые

специалисты, рассматривая славянскую языческую символику, говорят об изображе­нии близкой формы как о волшебном знаке Рода.

Восьмиконечный крест

Традиционно считается солярным знаком, хотя в Скандинавии, например, этот символ имел название «звезда небес» и ассоциировался, по некоторым дан­ным, с Одином.

 

Валькнут

Древний скандинавский магический символ, имеющий вид взаимного переплетения трех равносторонних треугольников. Название символа — Валькнут —

 

означает «узел павших» или «узел избранных». Валькнут является символом Одина и связанной с ним магии, а также — переходов между мирами; мы встречаем его на поминаль­ных рунических камнях рядом с Одином или с изображе­ниями павших воинов. В графическом отношении Вальк­нут связан с трехветвевой свастикой — трискелем.

Громовой знак

 

Еще один магический символ, который непременно должен быть упомянут, — это «громовой знак», знак Перуна и Тора, — заключенный в круг шестиконечный крест. Символ известен очень широко — его знают и славяне, и скандинавы, и кельты.


Спирали

Спирали также являются весьма распространенным ма­гическим символом, однако более всех прочих народов Европы спирали были любимы кельтами. Традиции исполь­зования кельтами спиралей и спиральных орнаментов по­священы целые исследования. Кельты использовали спирали в самом разном качестве — начиная с астролого-астроно-мических символов и заканчивая священными орнамента­ми, позволявшими изменять магический характер места или достигать необходимой степени концентрации. В целом же полагается, что амулет, на котором начертана спираль, гармонизирует владельца с магическими проявлениями окружающего мира, а также стабилизирует его (владельца) энергетический баланс. Кроме того, многие исследователи сходятся на том, что спираль, равно как и лабиринт, является одним из символов Змея, бога Нижнего Мира.

 

* * *

 

Рекомендуемая практика

Среди символов, описанных в этой теме, есть один, непосредственно связанный с Владыкой Рун — с Одином. Это Валькнут.

Три переплетенных треугольника Валькнута символизи­руют три мира нордической Традиции: Мидгард — мир людей, Асгард — мир богов-асов и Хель — мир мертвых. Три мира переплетены в этом символе Отца Магии; следует видеть в этом знак того, что маг черпает Силу и мудрость изо всех трех миров, взаимопроникающих и пересекаю­щихся чаще, чем об этом думают.

Валькнут — своего рода северная Мандала. Процесс освоения рунического Искусства — это отнюдь не заучи­вание значений рун и запоминание способов их примене­ния; освоение Искусства — это прежде всего изменение себя. Созерцание такого глубоко магического символа, как Валькнут, и размышление о его сути — возможно, это одна из тех многих тропок, что могут вести к самотрансформа­ции...


Раньше   Дальше