1000chertej.ru - магический портал

Тема 3.

 

Группы рунической магии

Мы упоминали уже не раз, что любой рунический ряд — а Старший Футарк тем более — это не просто набор символов, но сложная система, обладающая внутренними связями; это именно рунический строй, в котором после­довательность и взаимное расположение знаков имеют особое магическое значение.

Необходимо признать, что знание Футарка как системы символов — и, соответственно, концепций и магических принципов, — во многом утеряно. Однако некоторые отрывки этого знания сохранились до наших дней, и не использовать их было бы значительным упущением.

Одно из важнейших наших представлений о магической структуре Футарка — это знание о традиционном разби­ении его на три группы по восемь рун. На. многих древних памятниках, содержащих полную запись Футарка (а такая запись сама по себе считалась сильнейшим магическим заклятьем), строй двадцати четырех рун разбит на три группы. Эти группы носят название атт (др.-сканд., мн. ч.). В Исландии в конце прошлого тысячелетия три атта Футарка назывались соответственно атт Фрейи, атт Хагал и атт Тюра. Младшие скандинавские руны также делились на три атта, в первом из которых было шесть рун, а во втором и третьем — по пять. Однако сейчас нас интересует Старший Футарк, как рунический строй, сохра­нивший более прочих древнюю магическую структуру.

Разобраться в этой структуре нам могут помочь древние тексты, и прежде всего, конечно, Старшая Эдда. Две песниСтаршей Эдды будут интересовать нас при рассмотрении данной Темы. Первая из них — это не раз уже упомянутые «Речи Сигрдривы».

«Речи Сигрдривы» резко выделяются среди прочих произведений Старшей Эдды — прежде всего, смешением двух стилей: эпического (песнь посвящена рассказу о судьбе Сигурда) и «стиля советов». Последний стиль нередок для скандинавской традиции; произведение, вы­полненное в его рамках, представляет собой перечисление разного рода советов, указаний и т.п. В нашем случае перечень советов по применению рунической магии ока­зывается внедренным в повествование о Сигурде. Сами «советы» произносятся Сигрдривой, валькирией, посвяща­ющей своего избранника Сигурда в тайны рунического искусства:

Клену тинга кольчуг даю я напиток, исполненный силы и славы великой; в нем песни волшбы и руны целящие, заклятья благие и радости руны.

(Речи Сигрдривы, 5)

Небольшое примечание, необходимое для понимания этого отрывка: клен тинга кольчуг — это воин на сложном языке скандинавских поэтических иносказаний {типг коль­чуг — битва, клен битвы — воин).

Сигрдрива дает Сигурду восемь советов по магии рун. Случайно ли их число? Задумаемся — ведь речь идет о рунах, а для рунического искусства число восемь сакрально: это число рун в атте. И упоминает Сигрдрива не об отдельных рунах, но о неких рунических группах: «целящие руны», «руны прибоя»...

Раз древние маги разбили Футарк на три атта по восемь рун, значит, они видели в этом некий смысл. Но при линейной (в строчку) записи Футарка это разбиение теряет свое значение — все знаки выстраиваются в одну нить. Перепишем Футарк иначе — так, чтобы атты были отделены друг от друга: в такой записи мы явно видим три группы по восемь рун... или восемь групп по три руны!

Слишком поразительно для случайного совпадения — в первом «совете» в числе Рун Победы указана руна Тейваз, и она действительно оказывается в первой тройке; во втором совете одной из Рун Пива названа руна Науд, и она оказывается во второй тройке!

Перед нами явная система. Действительно, было бы странным предположить, что советы Сигрдривы, выглядя­щие столь практичными, не связаны с конкретными руна­ми Футарка. Эта связь перед нами.

Восемь групп, объединяющие три руны, имеющие оди­наковые номера каждая в своем атте, получили сейчас название «групп Сигрдривы»13. Вот эти группы:

 

1.Руны Победы

2.Руны Пива

3.Руны Волшбы

4.Повивальные Руны

5.Руны Прибоя

6.Целебные Руны

7.Руны Речи

8.Руны Мысли

При дотошном анализе древних источников и иной информации по магии рун обнаруживается, что с каждой из этих групп связаны не только указания валькирии, но и иные данные. Это позволяет говорить уже не просто о «группах Сигрдривы», но о своего рода группах рунической магии и рассматривать это представление как источник дополнительной информации...

Второй эддический текст, который будет задействован нами в данной Теме, — это песнь «Речи Высокого», самая сложная в Эдде по составу и структуре. Песнь состоит из нескольких отдельных блоков, явно различных по проис­хождению. Некоторые из этих блоков представляют собой тексты, написанные от лица самого Одина; один из них и интересует нас сейчас.

Этот фрагмент часто выделяют в самостоятельное про­изведение и даже присваивают ему собственное имя — «Перечисление заклятий Одином». Начинается он так:

Заклинанья я знаю не знает никто их, даже конунгов жены...

(Речи Высокого, 146)

 

Далее следуют восемнадцать строф, в которых Один перечисляет восемнадцать заклятий, которыми он владеет. Такое количество заклятий, приближающееся к количеству рун в рядах, переходных от Старшего Футарка к Младшим скандинавским рунам, многих исследователей наводило на мысль о том, что «Перечисление заклятий Одином» — это описание некоего рунического строя. Так, например, эта идея стала основой разработанного Гвидо фон Листом Арманического ряда, описанного в 9-й теме первой части курса. Мы, однако, не склонны к такому мнению, поскольку заклятья в том порядке, в каком следуют они в «Перечне», мало сопоставимы с известными руническими рядами.

На наш взгляд, Один перечисляет именно заклятья, а не отдельные руны, причем «тематика» многих заклятий оказывается аналогичной «тематике» групп Сигрдривы. Поэтому мы считаем необходимым использовать заклятья «Перечня» при рассмотрении данной Темы.

Итак, восемь групп рунической магии.

 

Этим рунам посвящена следующая строфа «Речей Сигрдривы»:

Руны победы,

коль ты к ней стремишься, вырежи их на меча рукояти и дважды пометь именем именем Тюра!

 

Головная руна в этой группе —, Тейваз. Руны Победы традиционно наносятся на оружие и магические инстру­менты. С Рунами Победы связано одиннадцатое Заклина­ние Одина:

Одиннадцатым друзей оберечь в битве берусь я, в щит я пою, побеждают они, б боях невредимы, из битв невредимы прибудут с победой.

«Речи Сигрдривы»:

Руны пива

познай, чтоб обман тебе не был страшен1. Нанеси их на рог, на руке начертай, руну Науд на ногте.

Основное назначение Рун Пива — магическая защита как от чужих вредоносных чар, так и от опасностей физического плана. Головная руна —, Науд. Владение Рунами Пива многие авторы считают частью Искусства Vardlokkur, т.е. Искусства варлоков3. С Рунами Пива связано шестое заклинание Одина:

Знаю шестое, коль недруг корнями вздумал вредить мне, немедля врага, разбудившего гнев мой, несчастье постигнет.

В « Речах Сигрдривы» нет фрагмента, жестко привязанно­го к Рунам Волшбы, но из восьми строф только одна остается без привязки к той или иной «группе Сигрдривы». Вероятно, именно его и следует соотнести с Рунами Волшбы:

Рог освяти,

опасайся коварства, лук брось во влагу, тогда знаю твердо, что зельем волшебным тебя не напоят.

Головная руна —, Туре/Врата. В ряде источников эта Руническая группа именуется Тролль-рунами или Турс-рунами (что, по сути, одно и то же). Это очень сложная группа рун, связанная с чародейством, с общением с иными мирам и предсказаниями. Некоторые авторы указывают, что название группы происходит от того, что в древности верили, будто, искусство предсказаний было получено от троллей, которые ведали будущее.

С Рунами Волшбы, возможно, связано пятнадцатое заклинание Одина:

Пятнадцатое

Тьодрерир пел

пред дверью Деллинга;

напел силу асам,

и почести алъвам,

а Одину дух.

Упоминание об использовании Рун Волшбы есть в эддической песни «Поездка Скирнира», где Скирнир, слуга бога Фрейра, сначала угрожает девушке всевозможными несчастьями, а потом реализует свои угрозы, вырезая на дубовой жерди Турс-руны:

Безумье и муки, бред и тревога, отчаянье, боль пусть возрастают! Сядь предо мной нашлю на тебя черную похоть и горе сугубое! Руны я режу «турс» и еще три:

похоть, безумье и беспокойство; но истреблю их,

Так же -как резал,

когда захочу.

(Поездка Скирнира, 29, 36)

Частью Рун Волшбы являются Сварт-руны (др.-сканд. ), т.е. Черные Руны, находящие применение в некромантии и близких к ней Искусствах для установле­ния связи с духами ушедших. Со Сварт-рунами связано двенадцатое заклинание Одина:

Двенадцатым я, увидев на дереве в петле повисшего, так руны вырежу, так их окрашу, что он оживет и беседовать будет.

Владение Type-рунами, как и Рунами Пива, является частью Искусства Vardlokkur.

«Речи Сигрдривы»:

Повивальные руны познай, если хочешь

быть помощью при родах! На ладонь нанеси их, запястья сжимай, к духам взывая.

Название группы связано с именем Берхты, богини деторождения, а также — с именем руны, Беркана, посвященной Богине-Матери. Главное назначение этой рунической группы — родовспоможение и благословениеноворожденного; кроме того, Повивальные Руны могут использоваться для поддержания новых начинаний. .

С Повивальными рунами связано тринадцатое заклинание Одина:

Тринадцатым я водою младенца могу освятить, не коснутся мечи его, и невредимым в битвах он будет.

«Речи Сигрдривы»:

Руны прибоя

познай, чтоб спасать

корабли плывущие!

Руны те начертай на носу, на руле и выжги на веслах, пусть грозен прибой и черны валы, невредимым причалишь.

Головная руна —, Эйваз. С рунами этой группь связано девятое заклинание Одина:

Знаю девятое, если ладья борется с бурей, вихрям улечься и волнам утихнуть пошлю повеленье.

«Речи Сигрдривы»:

Целебные руны для врачеванъя ты должен познать; на стволе, что ветви клонит к востоку, вырежи их.

Головная руна — , Кано, руна Огня. С огнем в скандинавской традиции вообще связано многое, имею­щее отношение к целительству. Заклинание Одина:

Знаю второе, оно брачвванъю пользу приносит.

«Речи Сигрдривы»:

Познай руны речи, если не хочешь, чтоб мстили тебе! Их слагают, их составляют, их сплетают на тинге таком, где люди должны творить правосудие.

Руны Речи — мало понятная ныне группа, объединяю­щая, тем не менее, весьма сильные руны. Иногда считается, что Maл-руны эффективны в тех областях жизни, где слово имеет большое значение. Могут быть начертаны на стенах или на различных предметах там, где решаются важные общественные вопросы.

«Речи Сигрдривы»:

Познай руны мысли, если мудрейшим хочешь ты стать! Хрофт разгадал их, он их измыслил из влаги такой, что некогда вытекла из мозга Хейддраупнира и рога Ходдрофнира.

Название этой группы — Хуг-руны — связано с именем одного из священных воронов Одина — Huginn, что и означает «мысль». Это руны силы ума. Найджел Пенник указывает, что эти руны часто изображаются на сундуке с принадлежностями и инструментами рунемейстера. Чаще всего считается, что их функция — приносить ментальную силу и способствовать умственной концентрации, однако мы склонны видеть в Хуг-рунах нечто значительно большее.

С Хуг-рунами связано, вероятно, четырнадцатое закли­нание Одина:

Четырнадцатым число я открою асов и алъвов, прозванье богов

поведаю людям,

то может лишь мудрый.

* * *

Разумеется, описания групп Сигрдривы, данные на этих страницах, упрощены и неполны и, тем более, не исчерпы­вают всей полноты рунической магии.

Восемнадцатое ни девам, ни женам сказать не смогу я, один сбережет сокровеннее тайну, тут песнь пресеклась откроюсь, быть может, только жене иль сестре расскажу...

(Речи Высокого, 163)

* * *

Рекомендуемая практика

Отмечу, что значение указаний Сигрдривы очень велико и отнюдь не ограничивается чисто практической стороной. Да, конечно, восемь советов валькирии — это восемь прямых указаний по практическому использованию магии рун, но — не только. Потому и рекомендацией по практике в данной теме будет прежде всего размышление («медитация», если угодно) о структуре Футарка и значе­нии групп Сигрдривы. Это действительно важно.

Присмотримся — троично-восьмеричное разбиение Футарка таит в себе огромные потенциальные возмож­ности, в частности — связанные с наработкой «тропи­нок к рунам», к связанным с ними концептам и ассоци­ативным рядам. Нераскрытые связи внутри приведен­ной выше схемы расположения Футарка столь сложны и многочисленны, что сама эта схема действительно может послужить предметом своего рода ментальной медитации. Обратите, например, внимание: некоторые оттенки некоторых рун в каждой тройке как бы дополняют друг друга. Так, в Рунах Победы — руна Фе (Файху) имеет значение сохранение, а руна Хагалаз — разрушение. В Рунах Речи: руна Гебо — единение, руна Отал — разделение... Почему так?

С другой стороны имеет смысл поразмыслить, чем вообще объединены руны в пределах одной тройки, одной группы Сигрдривы. Для некоторых групп это очевидно. Вот, например, Руны Прибоя:

Как видим, все три руны оказываются «завязанными» на один и тот же мотив — дорога, движение, странствие. Значительно сложнее дело обстоит с некоторыми другими группами. Так, возьмем, к примеру, четвертые руны в аттах, т.е. Повивальные Руны:

Казалось бы, между тремя этими рунами нет никакой связи. Но, присмотревшись, ее вполне молено увидеть: руна Йер — рождение, завершение цикла действия сил плодородия; руна Ансуз — получение, проявление в физическом мире; руна Манназ — человек, конечный результат!


Раньше   Дальше