1000chertej.ru - магический портал

Тема 4.

 

Таув и хлут. Рунетейнн

Охарактеризовав в общих чертах магическое содержа­ние рун, мы переходим к рассмотрению практических методов их применения.

Прежде всего следует сказать о том, что магическое применение рун может иметь две формы. Первая из них — нанесение рун на предметы, имеющие собственные функции (например, на оружие или орудия производства, на утварь и т.д.). Второй формой прикладной рунической магии является изготовление специального амулета, несу­щего те или иные рунические символы и предназначенного для достижения определенной цели магическим образом. Такой талисман назывался в Скандинавии таув (др.-исл. ) или хлут (др.-исл.). Различие между терми­нами таув и хлут заключается в том, что под первым из них, как правило, понимается именно рунический амулет, в то время как словом хлут нередко обозначается амулет или священный предмет вообще, вне зависимости от того, какого рода знаки на него нанесены и нанесены ли вообще. Термином таув назывались также и пластинки с нанесен­ными на них отдельными рунами Футарка, предназначен­ные для гадания, а также — и сама магия рунических талисманов.

Материалы археологических раскопок дают нам немало примеров применения обоих этих разделов рунической магии. Нам известны и амулеты, специально изготовленные как носители отдельных рун или их комбинаций, и
предметы, на которые нанесены руны или рунические
рисунки-гальдраставы (см. 6-ю тему этой части курса) для <
придания им волшебных качеств.

Простейшей, как неоднократно уже упоминалось, формой прикладной рунической магии является использова­ние отдельных рун. Следующей по сложности формой, которая, так же как и одиночные руны, может быть применена и для создания талисманов-таувов, и для нане­сения на любые иные предметы, является составление рунических заклинательных формул. Магическое слово, составленное из нескольких рун, иногда называется руне-тейнн. Слово это состоит из двух основ: руна и тейнн (др.-исл.— «палочка» или «священное слово»). Термин рунетейнн является современным нововведением, однако самое словодействительно употреблялось в древней Скандинавии для обозначения имеющей магическое или сакральное значение комбинации алфавитных символов.

Отметим, что сочетание в одном словезначений «палочка» и «слово» далеко не случайно. Дело в том, что некогда руны — будь то магическое заклинание или простое письмо — вырезались на специальных палочках или жезлах. Именно поэтому руническое слово, в том числе заклинательное, мы и называем «рунической палоч­кой», рунетейнном.

Скандинавские маги, владевшие искусством составле­ния и применения заклинательных рунических слов, назы­вали себя эрилями. Это слово (само по себе магическое В записи рунами) мы нередко встречаем на древних бракте-атах и иных ювелирных изделиях, некогда принадлежавших самим магам.

Таков, например, известный линдхольм-ский амулет из кости (Швеция, VI век), руническая надпись на котором гласит:

что в переводе означает: «я, эриль, — хитрым прозыва­юсь».

Примеры использования искусства построения руни­ческих заклинательных слов молено найти в древнесканди­навской литературе. В «Саге об Эгиле», самом, пожалуй, знаменитом скандинавском скальде, эриле и воине, расска­зывается следующее. Однажды на пиру Эгилю поднесли рог, наполненный брагой. Эгиль, подозревавший, что его могут отравить, вырезал на роге руны и окрасил их собственной кровью. К браге действительно был примешан яд, и рог разлетелся на куски в руках у Эгиля. А однажды в своих скитаниях Эгиль встретил родителей девушки, которая давно и тяжело болела. Зная, что Эгиль владеет магией, родители попросили его вылечить девушку. Эгиль согласился и, войдя в дом, обнаружил в кровати девушки амулет-таув: рыбную кость с рунической надписью, кото-РУЮ, по словам родителей, вырезал местный эриль, чтобы уничтожить болезнь. Эгиль разобрал руны, и оказалось, что комбинация была подобрана неверно, в результате чего девушка не только не выздоровела, но и заболела еще тяжелее. Тогда Эгиль сказал такую вису (строфу):

Рун не должен резать Тот, кто в них не смыслит. В непонятных знаках Всякий может сбиться, десятъ знаков тайных Я прочел и знаю, Что они причина Хвори этой долгой.

(пер. В. Кошкина)

Затем эриль уничтожил старую надпись и вырезал новую. Вскоре девушка поправилась.

Археологические находки и письменные источники пред­ставляют довольно обширный материал по применению в древности этого раздела рунической магии. Мы можем выделить по крайней мере три типа рунетейннов, извест­ных по данным археологии и эпиграфики. Во-первых, это использование рунических сакральных слов — стандарт­ных комбинаций рун. Такие сакральные слова обнаружи­ваются на многих древних предметах, но достоверно восстановить их значение удается далеко не всегда. Вторым вариантом рунетейннов является составление рунических комбинаций, имеющих требуемое воздействие, по одной из стандартных схем. Примером такой схемы является традиция трехрунных заклятий, которой будет посвящена следующая Тема этого курса. Наконец, третьим вариантом рунетейннов являются записанные рунами имена богов и их атрибутов (например, Мьёллнир, Гунгнир, Одрёрир и т.д.), а также другие сакрализованные или просто связан­ные с магией слова.

Рассмотрим эти три формы магии рунетейннов поочередно.

Итак, первая форма — использование сакральных руни­ческих слов. Ниже мы приведем описания и вероятные трактовки самые известных из них, встречаемых на многих древних украшениях и предметах быта и вооружения.

Самое распространенное — и самое, как принято считать, мощное — заклинательное руническое слово. Возможно, восходит к древнейшей североевропейской основе al, озна­чающей магическую силу, магию вообще. В этом курсе мы рке не раз касались его значения; магическое же применение слова было, вероятно, весьма разнообразным. Наиболее общая трактовка такова — «Посвящение; магическая сила и власть; мудрость».

Известно несколько модификаций этого заклятья; вот некоторые из них:— вариант, дополненный руной могущества и победы;— сложный вариант,

известный по брактеату из Факсе;еще один усложненный вариант, значение которого реставрируется с большим трудом.

Также весьма распространенное сакральное слово. Воз­можная реконструкция значения — «странствие в поисках Силы», что следует понимать не только в прямом, но и в переносном смысле.

Самое это слово означает «удача». Использование этого слова в качестве заклинательного имеет, соответственно, целью доставить добрую удачу. Пример применения этого сакрального слова см. в теме 7 этой части курса.

Усложненный вариант предыдущего слова. Данный тейнн представляет собой соединение двух слов, имеющих значение «давать удачу» или «дающий удачу». Важно, что в этом варианте появляется руна Гебо, отвечающая смыслу заклятья в целом.

Очень распространенное заклинательное слово; однако в большинстве случаев оно используется в сочетании с другими сакральными словами или руническими комбина­циями. Возможна связь слова с древней основой со значением «приглашение», «призывание». Вероятно, это одно из сакральных слов, входивших в состав призывающих закля­тий.

Это сакральное слово многими исследователями ассоци­ируется с др.-сканд«дикий лук», который был священным растением и почитался обладающим большой магической силой, в основном — защитного, охранительного характера. Посему и слово имеет аналогичную на­правленность действия. Однако следует иметь в виду, что — это, возможно, один из древнейших вариантов имени руны Лагуз, что также следует иметь в виду при использовании этого сакрального слова.

 

Вторым, как уже указывалось, видом рунетейннов являются комбинации рун, составленные для какой-либо конкретной цели по одной из стандартных для скандинав­ского рунического искусства схем. Простейшей из таких схем является «утроение рун» — составление комбинации из трех одинаковых рун, отвечающих заданной цели. Две другие известные техники создания такого рода тейннов — триадные заклинания и заклинания палиндромические будут подробно рассмотрены в следующей Теме этого курса.

Третий варинт — использование в качестве заклина-тельных слова, имеющие сакральный смысл, — широко используется западными авторами; так, например, Найд-жел Пенник в своей «Магии Севера» указывает на магичес­кое значение многих скандинавских слов, некоторые из которых мы приведем здесь, процитировав этого автора14:

«Словами могущества служили также имена тех, кто практиковал нордическую Традицию:, повелитель рун; , служитель культа, жрец;, маг, колдун, повели­тель рун [...] Магическими свойствами обладают также надписи — добрые пожелания. Основными традиционными понятиями являются следующие:, «присутствие, влияние»..., «удача»..., «наделенный божественным могуществом»... , «исполненный божественного могущества»....«объятый солнцем, здоровье»...,«неуязвимый для магического нападения» [и т.д.]».

Наконец, следует, вероятно, сказать несколько слов и о таком современном нововведении в области рунетейнна, как рунескрипт. Несомненно, использование рунескрип-тов — один из самых сомнительных разделов современного рунического искусства; очень многие (в том числе и авторы этих строк) предпочитают не обращаться к рунескриптам — по крайней мере без особой на то нужды. Дело в том, что очень сложно судить, действительно ли данная практи­ка была используема, например, в I тыс. н.э., т.е. во времена расцвета рунического искусства. Нечто подобное, разуме­ется, вполне могло существовать, но в какую форму это «подобное» было облекаемо и по каким законам состав­лялись действительно традиционные рунескрипты — нам неизвестно.

По определению, например, Лизы Пешель, рунескрипт — это «группа рун, выстроенных вдоль прямой линии и указы­вающих своим расположением на определенный результат»15. В большинстве случаев при этом подразумевается, что первая в рунескрипте руна задает первое по времени требуемое действие, а последняя, соответственно, — последнее. На наш взгляд, такое увязывание последовательности рун в надписи с последовательностью событий представляет собой более чем уязвимое место в магии данного типа и, повторимся, остаегся неизвестным, насколько такая операция вообще имеет отношение к сакральной рунической Традиции.

Действительно, рунескрипты многим, специалистам пред­ставляются весьма неоднозначными и неустойчивыми об­разованиями. И уж тем более мы никак не можем согласиться с мнением той же Лизы Пешель, написавшей, что «все, что требуется для эффективного конструирова­ния рунескрипта-талисмана, — это знание магических свойств каждой руны и немного здравого смысла».

Впрочем, «знания рун» и «здравого смысла» недостаточ­но не только для создания рунескриптов...

* * *

Рекомендуемая практика

Не следует, на наш взгляд, начинать знакомство с техниками изготовления амулетов-таувов с создания соб­ственных заклинательных комбинаций рун. В качестве практики к этой Теме мы рекомендовали бы тем, кто осваивает руническое искусство, начать с изготовления небольшого таува в виде деревянной (дерево «ллягче» в магическом отношении, чем кость или металл) пластинки с одной руной или одним стандартным сакральным руни­ческим словом. В отношении выбора рун мы, опять-таки, рекомендовали бы использовать сначала «мягкие» руны (Альгиз, Беркана, Ингуз и т.д.) и избегать, по возможно­сти, «жестких» рун (Иса, Хагалаз, Науд, Перт и т.д.). При освоении искусства весьма полезным мог бы оказаться таув с тейнном, сочетающий охранные свойства, магию общего благоприятствования и «магию-для-магии» — при­влечение магической силы.


Раньше   Дальше