1000chertej.ru - магический портал

Тема 9.

 

Магические свойства металлов и древесины

Данная тема имеет справочный характер и посвящена предмету, имеющему важнейшее значение при изготовле­нии предметов с волшебными свойствами, — магическим характеристикам традиционных материалов: металлов и древесины.

Прежде скажем несколько слов о металлах. Не следует думать, что в качестве материала для магических предме­тов металл стал выступать лишь совсем недавно. Разумеет­ся, древесину и кость человечество освоило в гораздо более древние времена, и тем не менее в Европе освоение металла началось не позднее начала VII тысячелетия до Р.Х.

Долгое время сырьем для производства металлических изделий служили, несомненно, самородки. Так, древней­шая в Северной Европе мастерская по обработке самород­ной меди обнаружена в Прионежской Карелии и имеет возраст в четыре тысячелетия. Другим металлическим сырьем, используемым со столь же незапамятных времен, являются осколки железных метеоритов — об этом , свидетельствуют древние имена этого металла: греч. зидейрос — «звездный», арм. яркат — «капнувший с неба» и т.д.

Эти самородные металлы — как рожденные Землей, так и пришедшие со звезд — с незапамятной древности почитались как обладающие магическими свойствами. Позднее, когда люди научились выплавлять металлы из руд, представления о волшебстве, им присущем, были перене­сены и на искусственно получаемые металлы16. Как процесс добычи металлов, так и процесс их обработки традиционно осмыслялся как действие сакральное, с чем связано и формирование культа Бога-Кузнеца, и особое отношение к кузнецам, свойственное любой европейской традицион­ной культуре.

Далее мы кратко опишем свойства каждого из метал­лов17 .

Серебро

Как на Севере, так и в большинстве других традиций серебро почитается самым волшебным из всех металлов. Впрочем, серебро вообще является одним из самых удиви­тельных металлов — оно обладает самой высокой тепло-и электропроводностью, невероятно ковко (1 кг серебра молено вытянуть в проволоку длиной 2 км), дает самый чистый и мелодичный звон. Любопытно происхождение русского имени этого металла, которое связывается сассирийским сарпу — «серп». Как видим, уже само это имя напоминает о том, что более всего серебро связано с Луной и, соответственно, с богиней-матерью (сканд. Фригг, слав. Макошь), а также со вторым (по европейскому счету) днем недели — понедельником.

Медь

Один из древнейших металлов, освоенных человеком. Предполагается, что русское его имя происходит от лат. medalino — «рудник», хотя такая этимология может вызвать определенные сомнения. Медь традиционно'связы-вается с богами плодородия, и более всего — с Фрейей, хотя ничуть не в меньшей степени культы плодородия связаны и с золотом. Планетой, ассоциируемой с этой богиней и, соответственно, с самой медью, является Венера, а днем недели — пятница: «чтим мы богиню самую могуществен­ную изо всех, носящую имя Фрейи, коей прародители наши посвятили шестой день недели...» (Гальфрид Монмутский).

Золото

Как и предыдущий, этот металл связан с богами плодо­родия, удачи, благосостояния, однако имеет более «муж­скую» ориентацию. В славянском пантеоне связанным с золотом богом является Даждьбог, в скандинавском — Фрейр, брат Фрейи, в ирландском — Дагда. У всех народов золото ассоциируется с Солнцем (в Европе, соответствен­но, и с воскресеньем). Хотя этимология русского имени металла однозначно не установлена, но любопытно отме­тить, что слово золото может оказаться восходящим к той же древней основе sol, которая звучит в североевропей­ских именах дневного светила: Солнце, Sol.

Олово

Металл Тора/Перуна в северной и Юпитера/Зевса — в античной традициях. Связывалось с пятым днем недели — четвергом.

Свинец

Металл, ассоциируемый с Сатурном и субботой; разны­ми исследователями связывается с разными богами-ипос­тасями Одина — иногда с Локи, иногда — с Вёлундом, реже — с самим Князем Павших (т.е. Одином).

Помимо чистых металлов, в практике европейских волшебных искусств часто использовались и их сплавы, причем их спектр был в древности гораздо разнообразнее, нежели спектр сплавов, применяемых ныне в ювелирном деле. Думается, прекращение широкого применения раз­личных сплавов было немалой утратой не только в маги­ческом, но и в чисто эстетическом плане. Однако составы и способы изготовления многих древних сплавов сохрани­лись, и об этом стоит сказать несколько слов.

Белое золото

Пожалуй, это самый известный из древних сплавов — именно из него изготовлены многие великолепные скифские украшения; греки называли этот сплав золота с серебром электрум. Европейское белое золото — это электрум, богатый серебром (70—90%), по внешнему виду и подоб­ный серебру, но имеющий неяркий золотистый отлив. Классический скифский электрум содержит, как правило, больше золота и отличается более насыщенным желтым отливом. При еще более высоком содержании золота (менее 40% серебра) сплав приобретает зеленоватый оттенок.

Красное золото

Этот материал, который широко применялся европейс­кими — и российскими в том числе — ювелирами еще в прошлом столетии, представляет собой сплав золота с медью. Даже небольшая примесь последней (10—15%) позволяет получить очень красивый красноватый оттенок с сохранени­ем золотистого цвета; увеличение доли меди до 20—25% уже придает сплаву ярко-красный цвет. Применение красного золота, как и многих других сплавов, имеет вполне опреде­ленное магическое значение: соединение меди и золота в одном материале позволяет объединить воздействие мужс­ких и женских ипостасей сил плодородия.

Бронза

Ныне мы понимаем под бронзой только сплав меди и олова; в большинстве случаев именно такой состав и имеют сплавы, называемые в сагах просто «бронзой», без прила­гательного. Однако в широком смысле термин «бронза» объединял некогда все сплавы меди с металлами белого цвета. Из всего многообразия таких сплавов обязательно следует упомянуть светлую бронзу, прекрасный матери­ал, называемый иногда «биллон» и представляющий собой сплав меди с серебром. Варьируя соотношение между двумя этими металлами, можно получить целый ряд очень красивых сплавов: от белых с нежным красноватым отли­вом (10—20% меди) до золотисто- и ярко-красных. К слову, само сочетание меди и серебра традиционно для северо-западной магии. Известны, например, серебряные магические кольца со вставкой из меди, соединяющие влияние Фригг и Фрейи (Луны и Венеры).

 

 

* * *

Из древесины, помимо всевозможных амулетов, в сакральной традиции изготовлялся такой важнейший ма­гический инструмент, как посох. Вероятно, посох (клюку, жезл, просто палку) можно считать одним из древнейших инструментов, применяемых в магии. В качестве магичес­кого орудия посохи и жезлы упоминаются, например, в валлийском «Мабиногионе», тексты которого сложились в начале текущего столетия. В более поздние времена (XVIII—XIX века) легенды и предания о волшебных жезлах дали жизнь распространенному в литературных сказках образу «волшебной палочки».

С точки зрения символики посох представляет собой отражение Древа Мира и, соответственно, священного копья Бога Света (Одина, Луга и т.д.). Именно роль Мирового центра играет в ряде магических ритуалов воткнутый в землю посох, организующий и, следовательно, сакрализующий пространство вокруг себя.

Как и меч, посох или жезл может быть использован для направления магической энергии — в этом несложно убедиться, поработав с посохом в ночном тумане или

внимательно присмотревшись к концу посоха в руках сильного человека. Кроме того, нередко считается, что посох прекрасно подходит для накопления на нем Силы тем или иным образом.

С определенной долей условности можно, вероятно, говорить, что метла, столь часто упоминаемая сказками как непременный атрибут ведьм и действительно являю­щаяся традиционным магическим инструментом, пред­ставляет собой своего рода «женский аналог» посоха. Вместе с тем метла лишена ряда возможностей посоха, хотя и обладает многими собственными функциями. Так, например, метла нередко присутствует в женских магичес­ких обрядах очищения места, дома и т.д.

Вероятно, именно древесина, из которой изготовля­ются посохи, была самым первым материалом, который человек научился использовать в магических целях. Некоторые из древних деревянных амулетов — те, что попали в сохраняющие древесину холодные влажные почвы, — сохранились до настоящего времени. Такие находки известны в Нидерландах, в Дании, в некоторых других европейских странах, где сочетаются болотистые ландшафты и прохладный климат. Среди интереснейших из подобных предметов — деревянный меч из Арума (Нидерланды), датируемый серединой VII века. На меч Нанесена руническая надпись, что приблизительно может быть переведено как «возвращение», «посланник». Считается, что этот амулет предназначен для защиты путешественника. Другой подобный пред­мет найден в Бритсуме, во Фризии. Это деревянный амулет, датируемый рубежом VIII и IX веков. На амулет также нанесена руническая надпись, гласящая: «всегда носи этот тис в толпе битвы». Судя по всему, этот амулет связан с воинской магией.

Разные сорта древесины, как полагает нордическая сакральная Традиция, значительно различаются по своим магическим свойствам. Ниже мы приводим небольшой очерк этих свойств.



Ясень

Ясень — дерево, традиционное для всех видов волшеб­ства и гадания. Именно из его древесины изготавливаются лучшие комплекты гадательных рун, именно ее предпочи­тали использовать мастера Северо-Запада для изготовле­ния оружия и орудий, особенно имевших магическое назначение. Так, например, в Скандинавии нередко счита­лось, что копье с ясеневым древком является волшебным уже просто в силу того, что использован именно ясень: такое копье уподоблялось священному копью бога Света, ибо копье Одина, Гунгнир, сработано из древесины именно этого дерева4. Эта традиция применять именно ясень для изготовления всего важного, ответственного и священного оказалась настолько устойчивой, что сохранилась до сих пор: до самого последнего времени, например, практичес­ки только из ясеня вытачивались румпели и штурвалы судов.

Помимо изготовления волшебных орудий и оружия, древесина ясеня очень широко применяется для изготов­ления защитных амулетов, обороняющих владельца почти от любых вредоносных воздействий, вплоть (как до сих пор верят кое-где в Европе) до укусов ядовитых змей. Кроме того, особая магия традиционно при­писывается огню, разожженному на ясеневых дровах. Дым такого костра считается священным курением, а сила, исходящая от огня, — благо­творной и целебной. Согласно Найджелу Пеннику, некогда даже суще­ствовала традиция первый раз обмы­вать новорожденного ребенка имен­но возле ясеневого костра.

Орешник

 

Еще одно священное дерево се­верной традиции, дерево мудрости и волшбы, посвященное Одину (Лугу, Велесу). Наравне с ясенем широко использовалось для изготовления ма­гических орудий — жезлов и посо­хов, а также для образования маги­ческой защиты. В последнем случае ореховые прутики втыкались в зем­лю по периметру ограждаемой тер­ритории, внутрь которой, как счита­лось, не может проникнуть никакая магия извне. Таким образом в Скан­динавии ограждались, например, площадки для поединков, чтобы никто из зрителей не мог магией повлиять на ход боя. Большие ограды из толстых забитых в землю и переплетенных веревками стволов орешника назывались там же вебонд и служили прекрасной защитой двора или лагеря — как в магическом, так и в физическом отношении.

Дуб

Дерево, всеми северными европейцами почитаемое священным деревом бога-громовника (Тора, Перуна). Кельты, напротив, склонны почитать дуб деревом верхов­ного божества, деревом мудрости и духовной силы. К слову, именно от древнекельтской основы, имеющей два значения — «дуб» и «мудрость», — происходит сам термин «друид». Так или иначе, но индоевропейская традиция единодушно связывает дуб с небесными богами (богом).

По всему Северо-Западу с дубом (как и с громовником) связывается определенный день недели — четверг, кото­рый в северных языках так и именуется — Thursday, «День Тора».

Рябина

После тройки, священных деревьев — ясень, орешник, дуб — обычная рябина выглядит скромно. Но в северном лесу, среди могучих дубов и сосен, скромная ее красота — тонкие темные ветви, резные листья, красные ягоды — и ее магия кажутся естественными и очевидными. Действитель­но, рябину нельзя отнести к деревьям, священным в полном смысле этого слова (если, конечно, забыть на время о том, что для язычника священно все, чему боги позволили быть), однако магия рябиновой древесины считается ничуть не более слабой, нежели магия дуба или орешника.

В одной из старинных английских легенд есть рассказ о том, как некий юный герой, ушедший в дальнее плавание, долго не может вернуться в родной замок, захваченный колдуньей, ибо та злой волшбой каждый раз учиняет бури на пути его корабля. И лишь тогда удается юноше пробиться сквозь магические препоны и освободить замок, когда мудрый человек подсказывает ему заменить киль корабля с дубового на рябиновый, ибо злое колдовство рассеивается там, где появляется древесина этого любимо­го многими народами дерева...

Именно защита от злого колдовства традиционно счи­тается основной магией рябины. До сих пор во многих деревнях от Британии до Урала маленькие девочки по осени нанизывают на нитку ягоды рябины и носят их как бусы, давно позабыв, что именно они делают, — а между тем такой талисман всегда считался лучшей защитой от чужой магии любого сорта6. Известно также британское описание рябинового креста, применявшегося для защиты скота и хозяйственных построек. Такой крест изготовлял­ся из веточек рябины, сломанных (не срезанных!) и связанных красной ниткой таким образом, чтобы получил­ся равноконечный крест. К слову, и пересказанная выше английская легенда не лишена определенных этнографи­ческих оснований: известно, что рябиновые бревна закладывались иногда для магической защиты в жилые и куль­товые постройки, а рябиновые доски действительно при­шивались иногда к форштевням судов...

Яблоня

Если пытаться разобрать деревья (а следовательно, и сорта древесины) по типам магии, то орешник и ясень нужно будет назвать самыми волшебными, дуб — самым могучим, рябину и тис — самыми надежными защитника­ми, а яблоню... Яблоню придется назвать самым загадоч­ным деревом, деревом тайны, деревом Дороги, деревом величайшего секрета богов — их бессмертия. Из яблони редко делают амулеты: она — дерево богов и путешествен­ников, дерево, на которое достаточно просто смотреть...

Яблоня является общим для всего Севера символом мифа, который один только и может быть назван «цент­ральным мифом индоевропейцев», — мифа о дороге в бессмертие. Дважды она появляется в северной мифоло­гии, отражая две стороны одной тайны. Мы видим цвету­щую яблоню отмечающей путь на Хай Бразил, на прекрас­ные острова Запада; а с яблони, уже плодоносящей, богиня Идунн срывает те самые известные по русским сказкам «молодильные яблоки», дарующие бессмертие самим бо­гам...

Береза

Доброе веселое дерево, связанное с силами плодородия, о чем говорит уже то, что ее именем (Berkana, др.-англ. , др.-сканд. ) названа одна из рун ветви плодородия. Древесина березы, как и древесина яблони, нечасто используется при изготовлении магических пред­метов, зато сами березовые ветви (особенно весенние, только что распустившиеся) справедливо считаются пре­красным талисманом, отгоняющим печали и хвори, обере­гающим детей от болезней и многих других неприятностей.

Бузина

Боги магии всегда дуальны — иногда едва уловимо, как пара Один-Локи, в которой не всегда разберешь, где проходит грань между Богом-Всеотцом и Богом-Триксте-ром, а иногда — разительно... Ясень, орешник и бузина представляют собой триаду деревьев, принадлежащих этому богу.

Орешник связан с магией как таковой, целиком принад­лежа богу мудрости и волшбы. Но если ясень — копье света в руках этого бога, то бузина — тьма Нижнего Мира, стражем которого он является. Если ясень дает вам состояние спокойной уверенной защищенности, то бузина предоставляет возможность активной агрессивной защи­ты, и потому в Западной Европе считают, что когда бузина растет у зорот дома — это хорошо, но вот вносить ее в дом — не стоит. Если ясеневый посох послужит магии светлой и ясной (созвучие не случайно), то палочка из бузины будет продуцировать магию совсем иного сорта — нет, не обязательно злую, просто — иную, и потому стоит поду­мать, прежде чем сломать ветвь бузины и вырезать на ней руны. Если дым горящего ясеня приподнимает границы Верхнего Мира, пропуская благословение богов, то дым горящей бузины приоткрывает врата Мира Нижнего, и потому в любой книге по магическому использованию древесины вы обязательно встретите предупреждение: «никогда не жгите ветви бузины!»

Тис

Наверное, тис можно было бы назвать деревом в северной традиции священным. Очень часто тис растет возле священных мест; в Западной Европе нередко его специально высаживали близ церквей и вдоль дорог к ним. Традиция связывает тис то с бессмертием, то со смертью, и, кажется, в этом нет противоречия.

В Средневековье тис почитался как могущественный защитник и из него делалось немало охранных амулетов. В Германии, например, бытовала даже особая посвящен­ная тису поговорка: «перед тисом не устоит никакая (злая) магия». Именно тису посвящена в Футарке руна защиты — Эйваз (др.-англ. eoh/eow «тис»).

Сосна

Пожалуй, в России, где тис, о котором только что шла речь, почти не растет, сосну можно в какой-то степени считать местным аналогом тиса. Недаром бытует на Руси старинная пословица: «В сосновом лесу — молиться, в березовом — веселиться, а в еловом лесу — удавиться», и недаром именно такое место занимает в ней сосна. А еще можно вспомнить, что в скандинавских рунических строях имя руны Эйваз — руны защиты — звучало как , что и означает «сосна».


Раньше   Дальше