Сефер Йецира - Книга Созидания
перевод Игоря Тантлевского
Предлагаемое вниманию читателя небольшое по объему произведение бесспорно является одним из наиболее влиятельных сочинений мистико-гностического толка в мировой истории мысли. Как полагают, оно было создано между II и VIII/IX вв. н. э. (вероятнее всего, в III в.). Являясь одним из центральных произведений еврейской эзотерической космогонической традиции - Ма'асе Бере'шит ("Деяния [Описание] Творения"), - Сефер Йецира рассматривает процесс творения мироздания Господом "тридцатью двумя чудесными путями Мудрости". По языковому стилю произведение сближается с Мишной и отчасти сочинениями еврейской мистики Меркавы. Исследователи отмечают присутствие в Сефер Йецира элементов учения неопифагорейцев. Особое влияние это произведение оказало на становление ряда основополагающих каббалистических доктрин и еврейского мистицизма.
Традиция приписывает создание Сефер Йецира - Книги Созидания патриарху Аврааму.
Публикуется по изданию И.Р. Тантлевский "Книги Еноха", Москва 2000
Глава I
1. Тридцатью двумя чудесными (или: "таинственными") путями Мудрости (Хохма) начертал ЙА (YH) Господь (YHWH) воинств, Бог Израиля, Бог вечной жизни и Царь вечности, Бог Всемогущий, Милосердный и Прощающий, Гордый и Возвышенный, Пребывающий вечно, - возвышенно и свято Имя Его, - и Он сотворил Свое мироздание тремя (или: "с тремя") сефарим (исчислениями): [через] сефер (писание, письмо, книга), и сефор (счет, мера), и сиппур (речь, повествование).
2. Десять сефирот без ничего и двадцать две буквы основания (йесод); три матери, и семь двойных, и двенадцать простых.
3. Десять сефирот без ничего - по числу десяти пальцев, пять против (или: "соответственно") пяти, - но Завет Единственного Бога между ними как слово языка и как обрезание полового органа (ср. VI, 7.).
4. Десять сефирот без ничего - десять, а не девять, десять, а не одиннадцать; уразумей мудростью (хохма) и умудрись разумом (бина); испытывай их, исследуй их, и установи вещь ("слово", "дело") на [адекватное] ей место, и помести Создателя на Его Место.
5. Десять сефирот без ничего - у них десять мер ("свойств", "качеств"; "основ") бесконечных: глубина начала и глубина конца, глубина добра и глубина зла, глубина вышины и глубина глубины ("низа"), глубина востока и глубина запада, глубина севера и глубина юга. Господь Единственный, Бог, Царь верный правит всеми из Своей Святой Обители. И вековечная вечность.
6. Десять сефирот без ничего - их [про]явление как видение молнии, и их предел ("цель", "назначение") бесконечен. Слово (или: "дело") Его с ними (или: "в них") в "беге туда и обратно" (ср. Иезекиил 1:14), и по Его повелению, как буря, они устремятся, и перед Его Троном они падают ниц.
7. Десять сефирот без ничего - их конец внедрен (букв. "вонзен", "воткнут") в их начало, а их начало - в их конец, подобно тому, как пламя связано с углем; ибо Господь один (букв. "Единственный") и нет второго. И прежде единицы - какую можешь назвать цифру?
8. Десять сефирот без ничего - закрой уста свои и не говори, и (закрой) сердце свое и не размышляй; и если сердце твое побежало - возвратись на место, ибо для этого сказано: "и животные бегают туда и обратно" (Иезекиил 1:14) - и на этом основании заключен Завет.
9. Десять сефирот без ничего: первая (сефира) - Дух Бога Живого - Благословенно и Благословляемо Имя Его, Вечно живого! Голос, дуновение ("ветер", "дух") и слово - и это есть Дух Святой.
10. Вторая: дуновение ("ветер") от Духа. Бог (в оригинале: Он) начертал и высек им (sc. Духом) двадцать две буквы основания: три матери, семь двойных и двенадцать простых, но один дух (исходит) от них (или: "один Дух в них").
11. Третья: вода от Духа. Он организовал (или "дал законы") и придал форму ("изваял") (или: "начертал и высек"; сравни гл. 1, 10) посредством них (т. е. букв) хаосу, грязи и глине, организовал их наподобие гряды, поставил их наподобие стены, покрыл их наподобие перекрытия.
12. Четвертая: огонь от воды. Он образовал "организовал"; букв. "начертал" или "дал законы") и придал форму ("изваял"; буквально - "высек") посредством них Трону Славы, серафимам, офаннимам, святым животным и служебным ангелам. А из трех из них (т.е. букв) Он основал Свою Обитель, как сказано: "Делает ангелов (или: "посланников") Своих духами, служителей Своих огнем пылающим" (Псалом 104[103]:4).
13. Пятая: три буквы из простых. Он запечатал вышину ("верх"), избрал три и установил ("зафиксировал") их Своим Великим Именем (или: "в Своем Великом Имени"): YHW (Йод-Хей-Вав). И запечатал ими шесть пределов. И оборотился кверху, и запечатал его Именем YHW (Йод-Хей-Вав). Шестая: запечатал глубину ("низ"); и оборотился к низу, и запечатал его Именем YWH (Йод-Вав-Хей). Седьмая: запечатал восток, и оборотился к его лику, и запечатал его Именем HYW (Хей-Иод-Вав). Восьмая: запечатал запад, и оборотился ему вослед, и запечатал его Именем HWY (Хей-Вав-Йод). Девятая: запечатал юг, и оборотился направо, и запечатал его Именем WYH (Вав-Йод-Хей). Десятая: запечатал север, и оборотился налево, и запечатал его Именем WHY (Вав-Хей-Иод).
14. Вот десять сефирот без ничего: первая - Дух Бога Живого, и (далее) ветер от Духа, и вода от Духа, и огонь ОТ воды, и высь вверху, и низ, восток и запад, и север, и юг.
Глава II
1. Двадцать две буквы основания: три матери, семь двойных и двенадцать простых. Три матери: 'алеф, мем, шин. Их основа - чаша права и чаша вины (или: "долга"), и язык закона, устанавливающий равновесие (букв. "(пребывающий) коленопреклоненным"; "решающий") между (ними) (букв. "посередине").
2. Двадцать две буквы - Он начертал их, высек их, взвесил их, и сделал их сочетания и перестановки (букв. "и менял их"), испытал (или: "сложил", "скомбинировал") их, и создал посредством них душу ("личность"; "жизнь") всего: всего созданного и душу всего, что должно быть создано в будущем.
3. Двадцать две буквы основания, начертанные Голосом, высеченные Духом, установленные Устами в пяти местах: (буквы) 'алеф, хейт, хей, 'айн; [т. е. 4 gutturales]; бейт, вав, мем, фе; [т. е. 4 labiales]; гимел, йод, каф, коф; [т. е. 4 palatales]; далет, тейт, ламед, нун, тав; [т. е. 5 linguales]; зайн, самех, шин, реш, цади; [т. е. 5 dentales]
4. Двадцать две буквы основания, установленные на (вращающейся) сфере ("колесе") 231-ми вратами (или: "мерами"), и вращается эта сфера вперед и назад. И это есть знак для слова (речи). Нет в добре ("хорошем") [ничего] выше, чем 'онег(айн-нун-гимел); "удовольствие", "наслаждение"), и нет во зле ("плохом") (ничего) ниже, чем нега'(нун-гимел- 'айн); "болезнь", "рана" и т.п.).
5. [Вот] как Он взвесил их (т. е. буквы.), и сделал их сочетания и перестановки, ('алеф) со всеми ними и все с ('алеф), (бейт) со всеми ними и все с (бейт), и так далее. [Таким образом], оказывается, что все созданное и все сказанное происходит посредством одного Имени.
6. Он создал из хаоса (конкретную) реальность, и сделал Свое отсутствие ("Свое ничто") Своим Присутствием и вытесал ("высек") большие столбы из воздуха необъятного, и вот знак: Он наблюдает и перемещает (букв. "меняет"), делает все созидаемое и все слова (или: вещи) (посредством) одного Имени, и знак для этого слова (или: "для этого дела"; или: "этому"): двадцать два (элемента) в одном теле.
Глава III
1. Три матери - ('алеф, мем, шин). Их основа - чаша вины и чаша права, и язык закона, устанавливающий равновесие ("перевешивающий, определяющий, куда склонится чаша весов"; тж. "выносящий решение в споре". - И. Т) между (ними).
2. Три матери - ('алеф, мем, шин) - [есть] великая тайна, чудная, и сокровенная, и запечатанная шестью печатями ("перстнями-печатками"), и из них происходят огонь ('эш ('алеф-шин)) и вода (маим (мем-йод-мем)), разделяющиеся [на] мужское и женское (или: "(в) мужском и женском"). Три матери ('алеф, мем, шин) - их основание, и от них родились отцы, через которых было сотворено все.
3. Три матери - ('алеф, мем, шин) - в мироздании: воздух ('авир ('алеф-вав-йод-рейш)), вода, огонь. Небеса сотворены первоначально (или: "(в) начале". - И. Т) из огня, аземля сотворена из воды, а воздух устанавливает равновесие ("решает спор") между огнем и между водой.
4. Три матери - ('алеф, мем, шин) - в году: огонь, и вода, и дух. Жаркое сотворено из огня, холодное - из воды, а насыщенность ("сытость", "изобилие") - из духа, [пребывающего] коленопреклоненным между [ними]. Три матери - ('алеф, мем, шин) - в человеке (или: "душе", (нун-фе-шин)): огонь, и вода, и дух. Голова (реш-'алеф-шин) сотворена из огня, и чрево (бейт-тейт-нун) сотворено из воды, и тело сотворено из духа, уравновешивающего их.
5. Три матери - ('алеф, мем, шин): Он начертал их, и высек их, и испытал (или: "складывал", "комбинировал") их (ср. гл. II,2), и запечатал ими три матери в мироздании ("в мире"; "в (сотворенном) потоке времени") и три матери в году, и три матери в лице (или: "душе") мужского пола и женского пола.
6. Он воцарил букву ('алеф) над ветром (тж. "в ветре", "в духе"; или: Духом), и повязал ей венец (кетер), и сделал сочетания ("соединил") их (т. е. букв), одну с другой, и запечатал ими воздух в мироздании, и изобилие в году, и тело в лице (душе) мужского пола 'алефом, мемом, шином, а женского - 'алефом, шином, мемом.
7. Он воцарил букву (мем) над водой (или: "в воде"), и повязал ей венец, и сделал сочетания их (т. е. букв),.одну с другой, И запечатал ими землю в мироздании, и холодное в году, и чрево у лица мужского пола и женского пола; [лицо] мужского пола - мемом, 'алефом, шинном, а женского - мемом, шином, 'алефом.
8. Он воцарил букву (шин) в огне, и повязал ей венец, и сделал сочетания их (т. е. букв), одну с другой, и запечатал ими небеса в мироздании, и жаркое в году, и голову в личности ("душе") мужского пола и женского пола.
Глава IV
1. Семь двойных: (бейт, гимел, далет, каф, пе, реш, тав), (выступающие в двух произношениях). Их основание: жизнь, и мир, и мудрость, и богатство, прелесть (милость), и семя, и владычество. И выступают в двух произношениях: бейт-вейт, гимел-гимел, далет-далет, каф-хаф, пе-фе, рейш-р'ейш, тав-тав, [имеют] символ ("форму", "построение") мягкости ("слабости") и твердости ("тяжести"), символ силы и слабости. Двойные, ибо они [взаимо]заменяемы: вместо жизни - смерть, вместо благополучия ("мира") - зло, вместо мудрости - глупость, вместо богатства - бедность, вместо прелести ("привлекательности", "милости") - уродливость ("безобразие"), вместо семени - опустошенность, вместо владычества - рабство.
2. Семь двойных: (бейт, гимел, далет, каф, пе, реш, тав) - семь, а не шесть, семь, а не восемь. Испытывай их, и исследуй их (и начертай их, и думай [о них]), и установи слово ("вещь") как следует, и помести Создателя на Его Место.
3. Семь двойных: (бейт, гимел, далет, каф, пе, реш, тав) - соответственно 7 пределам ("краям"); из них 6 пределов: верх и низ, восток и запад, север и юг, а Святой Дворец (т. е. Небесный Храм) управляет ими (букв. "направляет их") в середине, и он подъемлет их всех.
4. Семь двойных: (бейт, гимел, далет, каф, пе, реш, тав): Он начертал их, и высек их, и сделал их сочетания и перестановки, и создал посредством них звезды в мироздании, и дни в году, и врата в человеке, и ими ("из них") Он начертал (букв. "выгравировал", "вырезал"; "дал законы") семь твердей, и семь земель, и семь суббот. Вот почему Он возлюбил септенер под всеми небесами.
5. [Вот] как Он воцарил букву (бейт) в жизни, и повязал ей венец, и создал посредством нее Сатурн (Шаббета 'й) в мироздании, и первый день (воскресенье) в году, и правый глаз у человека.
6. Он воцарил букву (гимел), и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Юпитер (Цедек) в мироздании, день второй (понедельник) в году и левый глаз у человека.
7. Он воцарил букву (далет), и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Марс (Ма 'ддим) в мироздании и день 3-й (вторник) в году, и правое ухо у человека.
8. Он воцарил букву (каф), и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Солнце (Хаммa) в мироздании и день 4-й (среду) в году, и левое ухо у человека.
9. Он воцарил букву (пе), и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Венеру (Ногах) в мироздании и день 5-й (четверг) в году, и правую ноздрю у человека.
10. Он воцарил букву (реш), и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Меркурий (Кохав) в мироздании, и день шестой (пятницу) в году, И левую ноздрю у человека.
11. Он воцарил букву (тав), и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Луну (Левана) в мироздании, и день Субботний (Шаббат) в году, и рот у человека.
12. Семь двойных - [вот] как Он сложил (т. е. скомбинировал. - И. Т) их: два камня строят два дома; три [камня] строят шесть домов; четыре (камня) строят двадцать четыре дома; пять [камней] строят сто двадцать домов; шесть (камней) строят семьсот двадцать домов; семь [камней] строят пять тысяч сорок домов; а после сего выходи и считай то, что уста не могут вымолвить, а ухо не может услышать. И вот семь звезд в мироздании: Солнце, Венера, Меркурий, Луна, Сатурн, Юпитер, Марс. И вот семь дней в году, семь дней Бере 'шит (книга Бытия; т. е. 7 дней Творения) и семь врат в [живом] человеке: два глаза, два уха, и две ноздри, и рот. И посредством них были начертаны ("выгравированы", "вырезаны") семь твердей, и семь земель, и семь времен ("часов"). Вот почему Он возлюбил септенер (или: "седьмое") во всяком деле ("вещь"; "удовольствие" "желание") под небесами.
Глава V
1. Двенадцать простых: (хе-вав, зайн-хейт, тейт-йод, ламед-нун, самех- 'айн, цади-коф). Их основание: зрение, слух, обоняние, речь, питание, совокупление (букв. "употребление"), действие, перемещение (букв. "хождение"), гнев, смех, размышление, сон. Их мера - двенадцать границ по диагонали: граница северо-восточная, граница юго-восточная, граница восток-верх, граница восток-низ, граница север-верх, граница север-низ, граница юго-западная, граница северо-западная, граница запад-верх, граница запад-низ, граница юг-верх, граница юг-низ. И (они) расширяются и расширяются во веки вечные, и они - руки (от кисти до плеча; тж. "сила", "мощь") Вселенной.
2. Двенадцать простых: (хе-вав, зайн-хейт, тейт-йод, ламед-нун, самех- 'айн, цади-коф). Он начертал их, высек их, взвесил их, сделал их сочетания и перестановки, и создал посредством них двенадцать созвездий ("знаков зодиака") в мироздании, обозначения (которых представлены их начальными буквами): (тейт-шин-тав), (мем- 'алеф-бейт), (мем- 'айн-коф), (гимел-далет-далет). Вот двенадцать месяцев в году: нисан (март-апрель) 'иййар (апрель-май), сиван (май-июнь), таммуз (июнь-июль), 'ав (июль-август), 'эллул (август-сентябрь), тишрей (сентябрь-октябрь), мархешван (октябрь-ноябрь), кислев (ноябрь-декабрь), тевет (декабрь-январь), шеват (январь-февраль), 'адар (февраль-март). И вот двенадцать вождей в человеке: две руки и две ноги, две почки, селезенка, печень, жёлчь, желудок - хем-сес, желудок - кейва, желудок - куркеван. [Два злословящих и два веселых, два советника и два внимающих совету, два хищника и два охотника.] Он соделал их наподобие государства (области) [вариант: раздора] и расположил их как [на] войне: "одно против другого создал Бог" (Екклесиаст 7:14).
(Вот) как Он сложил (т. е. скомбинировал) их:
Он воцарил букву (хей), и повязал ей венец, и создал посредством нее Овна (Тале) в мироздании, и нисан в году, правую руку у человека мужского и женского пола.
Он воцарил букву (вав), и повязал ей венец, и создал посредством нее Тельца (Шор) в мироздании, и 'иййар в году, и левую руку у человека.
Он воцарил букву (зайн), и повязал ей венец, и создал посредством нее Близнецов (Те'омим) в мироздании, и сиВан в году, и правую ногу у человека.
Он воцарил букву (хейт), и повязал ей венец, и создал посредством нее Рака (Сартан) в мироздании, и таммуз в году, и левую ногу в человеке.
Он воцарил букву (тейт), и повязал ей венец, и создал посредством нее Льва (Apйe) в мироздании, и 'ав в году, и правую почку у человека.
Он воцарил букву (йод), и повязал ей венец, и создал посредством нее Деву (Бетула) в мироздании, и 'эллул в году, и левую почку у человека.
Он воцарил букву (ламед), и повязал ей венец, и создал посредством нее Весы (Мо'знаим) в мироздании, и тишрей в году, и печень у человека.
Он воцарил букву (нун), И повязал ей венец, и создал посредством нее Скорпиона ('Акрав) в мироздании, и мархешван в году, и селезенку у человека.
Он воцарил букву (самех), и повязал ей венец, и создал посредством нее Стрельца (Кашшат) в мироздании, и кислев в году, и жёлчь у человека.
Он воцарил букву ('аин), и повязал ей венец, и создал посредством нее Козерога (Геди) в мироздании, и тевет в году, и желудок-хемсес у человека.
Он воцарил букву (цади), и повязал ей венец, и создал посредством нее Водолея (Дели) в мироздании, и шеват в году, и желудок-кейва у человека.
Он воцарил букву (коф), и повязал ей венец, и создал посредством нее Рыб (Дагим) в мироздании, и 'адар в году, и желудок-куркеван у человека.
3-4. Три матери, (от) которых (произошли) три отца, от которых произошли огонь, и дух, и вода; три матери, и семь двойных, и двенадцать простых.
Вот двенадцать букв, посредством которых основал Святой, будь Он Благословен, ЙА (YH), Господь (YHWH) воинств, Бог жизни, Бог Израиля, Высокий и Возвышенный, Вечноживой; и свято Имя Его возвышенное, Свят Он.
Глава VI
1. Три отца и их потомки (или: "поколения"; "родословия"), и семь звезд и их воинства, и двенадцать диагональных ("диаметральных") границ, и свидетельство ("доказательство") этому слову (или: "делу") - свидетели верные: мир, год, душа ("человек"). Вырезал двенадцать, и семь, и три; поставил их над Драконом (Тели), над сферой (буквально - "колесе", "круге"), над сердцем. Три: огонь, и вода, и дух. Огонь-кверху, вода - книзу, а дух - закон, выносящий решение (в споре) между (ними). И знак этому: огонь носит воду. (мем) - немая (шин) - шипящая, ('алеф) - закон, уравновешивающий их.
2. Дракон в мироздании как царь на своем троне (неподвижен, поскольку располагается в центре неба). Сфера в году как царь в государстве (обходит все кругом). Сердце в человеке как царь на войне. И всякая вещь - "одно против другого создал Бог" (Екклесиаст 7: 14): добро против зла, добро из добра и зло из зла, добро испытывает зло, а зло испытывает добро; доброе уготовано для добрых, а злое уготовано для злых.
3. Трое: каждое стоит отдельно. 7 разделяют три против трех, и закон уравновешивает их. Двенадцать стоят на войне: трое любят, трое ненавидят, трое оживляют, трое умерщвляют. Трое любят: сердце, и уши, и рот. Трое ненавидят: печень, и жёлчь, и язык. А Бог, Царь истинный, властвует над всеми ними: Один над тремя, три над семью, семь над двенадцатью, и все они связаны друг с другом.
4. Когда узрел Авраам, отец наш, да почиет он в мире, и глядел, и смотрел, и исследовал, и уразумел, и начертал, и высек, и сложил (т. е. скомбинировал), и сформировал, и (это) ему удалось, - тогда открылся ему Господь всего, да будет Благословенно Имя Его, и посадил его на Лоно Свое, и поцеловал его в голову, и назвал его "Мой друг", и заключил с ним Завет, и с потомством его, и "он уверовал в Господа, и Он вменил это ему в праведность" (Бытие 15:6). И Он заключил с ним Завет между десятью пальцами ног его - и это Завет обрезания, и десятью пальцами рук его - и это Завет языка. И связал двадцать две буквы на языке его, и открыл ему их основание: протянул их через воду, обжег их огнем, потряс их Духом, прожег (или: "сжег") их семью, управлял ими двенадцатью знаками зодиака ("созвездиями").
Раньше Оглавление
|