1000chertej.ru - магический портал

Примечания

     

  1. "Есть ли большее счастье, большая радость, как обожать красоту, медленно встающую в далях Невозможного?" – Калдерон.

     

  2. "Сад плодовый". Рассказы и поучения. Перевод с персидского Н. Урри.

     

  3. Saint-Yves d'Alveydre. Mission de l'Inde en Europe. La question du Mahatma et sa solution. Dorbon-Ainé, Paris.

     

  4. См. Ранний итальянский гуманизм и его историография. Критическое исследование Михаила Корелина. Москва, 1892.

     

  5. Поэтому глубоко справедливо замечание Виндельбанда, что "культура Возрождения началась в индивидуализме".

     

  6. Эти мысли являются характерными большинству философов последнего времени. С особенной яркостью эти идеи развивались Огюстом Контом и Джоном Стюартом Миллем; см. также Тиндаля в его "Fragments of Science", стр. 362. Насколько наивно было заблуждение крайних позитивистов особенно ярко свидетельствует хотя бы тот факт, что не прошло 5 лет, как О.Конт наметив пределы науки – поставил среди "ignorabimus" – возможность изучения состава небесных тел, как был открыт спектральный анализ и огромная область неведомого и непостижимого сделалась сразу хотя еще и неизвестной, но уже открытой постижению испытующего человеческого гения.

     

  7. См. Густав Лебон. Психология социализма.

     

  8. См. Борис Демчинский. Сокровенный смысл войны. Петроград, 1915.

     

  9. Именно об этом и говорит притча Христа о построения здания на песке и на камне. – Евангелие от Матфея, 7:24-27. Песок разрозненный и не способный сохранять приданную форму – есть олицетворение разрозненных случайных явлений феноменальной природы, камень есть эмблема твердости и устойчивости синтеза, который, вместе с тем, есть и источник отдельных манифестаций; они рождаются из него, как из камня рождается песок.

     

  10. См. проф. Хвольсон. Принцип относительности. С.-Петербург, 1914. – Открытие этого принципа относится к 1904-1905 гг.

     

  11. М. Аксенов первый создал теорию о природе времени, как четвертой координате протяжения. Идеи Аксенова претерпели ту же участь, как и все другие гениальные русские открытия, т.е. – были осмеяны и забыты. Так продолжалось до тех пор, пока Герман Минковский, совместно с Эйнштейном, не провозгласил нового учения на съезде естествоиспытателей в Кёльне в 1908 г. и, таким образом, мысли нашего соотечественника не получили блистательнейшего подтверждения. Из трудов М. Аксенова см. "Трансцендентально-кинетическая теория времени", 1896 и "Опыт метагеометрической философии". Москва, 1912.

     

  12. См. знаменитый опыт Майкельсона (Michelson) и Морли (Morley), показавший постоянство скорости света вне зависимости от прямолинейного равномерного движения земли. Работы Лоренца, Эйнштейна, Минковского, Планка и др. совершенно ликвидировали гипотезу об эфире. На русском языке см. Ла Роза. "Эфир – история одной гипотезы". Перевод Хвольсон под редакцией проф. О.Д.Хвольсона. С.-Петербург, 1914.

     

  13. Из книг на русском языке о дематериализации материи см.: д-р Густав Лебон. "Эволюция материи" и "Эволюция сил". Перевод инж. Бычковского. Петербург, 1911 – в двух выпусках. Проф. Жан Беккерель. "Эволюция материи и миров". Перевод Г.А.Гуревича. Москва, 1913.

     

  14. Закон Карно-Клаузиуса – основной принцип термодинамики был формулирован последним (в 1865 г.) так: "Энергия вселенной постоянна, энтропия вселенной стремится достигнуть максимума". – Наука XIX века пришла к синтетическому выводу, что вся жизнь вселенной, все проявления ее энергии суть следствия разностей потенциалов. Закон энтропии выражается в том, что все формы энергии переходят в теплоту, которая уже не может быть в принципе целиком переведена обратно в механическую энергию. Теплота рассеивается в космическом пространстве, а потому космическая совокупность разностей энергетических потенциалов постоянно уменьшается. Материя есть гигантский резервуар кристаллизированной интроатомной энергии, но все же конечный. Если мир существует вечно, то вся совокупность энергии неминуемо должна была бы уже рассеяться. Очевидно, что в мире, кроме начала, ведущего энтропию к максимуму и вызывающего "смерть теплоты" (Warmetod – по выражению Клаузиуса), должно быть другое Начало, ведущее энтропию к минимуму, т.е. вновь создающее разность потенциалов. Что же это за Начало? – наука XX века остановилась на этом вопросе – и вот здесь то к ней на помощь теперь должно придти Герметическое учение о исходных причинах Бытия. Это Начало есть Дух, Истинная Субстанция, Бог. – Энергия, теряемая разрушающимся миром, поглощается Космическим Логосом, и обратно, – падение и дифференциация Логоса есть создание материальной вселенной. Оба эти процесса вечны и непрерывны, взаимно друг друга обусловливают и утверждают. – Доказательство этой доктрины и составляет цель настоящего труда О значения закона энтропии в сказанном смысле см.: Клерк Максвелл. "Theory of Heat". Стр. 245, и Стэнли Джевонс. "Основы науки". Стр. 692.

     

  15. Акад. проф. Анри Пуанкарэ. Новая механика и эволюция законов. Перевод Г. А.Гуревича. Москва, 1913.

     

  16. Принцип относительности, стр. 6-7.

     

  17. Чтение I о Богочеловечестве. Т. III, стр. 14.

     

  18. La Tréïcie, seul voie des sciences divines et humaines. Стр. 246.

     

  19. Маг, греческое μαγοι происходит от зендского mog, mogbed или mobed. Mog значит священнослужитель на pehlvi или huzvâresh – языке, который заменил зендский язык в маздеизме в эпоху Сассанидов (Keukler. Zend-Avest. Anhang II, 3, §30). На зендском языке mèh, mah, произносимое megh, magh, значить "великий", совершенный. (Anquetil-Duperron. Zend-Avesta. T. II, стр. 555.) Тот же корень мы видим в халдейском языке – man – значит "могучий", "всеведующий" – см. Fabre d'Oliver. Histoire Philosophique du Genre Humaine. Paris, biblio-theque Chacornac, 1910, 1.1. pp. 307-308.

     

  20. Сила и Материя. Проф. д-ра Людвига Бюхнера. Перевод Н.Полилова. СПб., 1907.

     

  21. Проф. д-р Эрнст Геккель. Борьба за свободу мысли. СПб., 1907.

     

  22. Давид Фридрих Штраус. Старая и новая вера. СПб., 1906.

     

  23. См. его новейшие исследования над эманацией радия и превращением меди в литий.

     

  24. Introduction to "Phantasms of the living". (Published by the London Society for Psychical Research). – "Мне хочется указать на то, что духовный мир культурного человека ныне отделяется от его научного кругозора; что как в былое время рамки религиозной догматики были слишком узки для вмещения человеческого знания, так ныне догматика научного материализма слишком тесна для вмещения всех чувств и потребностей человека. А потому, как религиозные данные растягивались и выпирались, чтобы дать место открытиям геологии или астрономии, так и ныне заключения материалистической науки растягиваются и выясняются, чтобы дать место таким чувствам и стремлениям, игнорировать которые уже нет возможности".

     

  25. См. "La Doctrine Secrète. Synthèse de la science, de la religion et de la philosophic" par H.P.Blavatsky. Paris, 1909. Traduction française, 5-e volume, section XX. "La Goupta Vidya oriental et la Kabale". Стр. 179-181.

     

  26. "Это все равно, что вылавливать драгоценный жемчуг из соленой и мутной воды. Его, правда, находишь, но приходится выискивать его при слишком уже странных и докучливых условиях" – В.Виндельбанд. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Перевод под редакцией проф. А.И.Введенского. СПб., 1913, том первый, стр. 93.

     

  27. Ключ к таинствам натуры. Сочинение Г.Эккартсгаузена. С.-Петербург, 1821, в 4 томах.

     

  28. Thoth – есть олицетворение Божественной Премудрости, он есть "Бог письмен", "Владыка Божественных Словес", "Владыка Истины" – см.: "Les Bibles et les Initiateurs religleux de PHumanité" par Louis Leblois. Paris, librairie Fishbacher, 1885. Livre troisième, стр. 434.

     

  29. Éliphas Lévi. Dogme et Rituel de la Haute Magie. Paris, Germer Ballière, libraire – éditeur, 1861. Dogme, стр. 63-65.

     

  30. Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 221.

     

  31. "Тайная Доктрина", том 3, отдел IX.

     

  32. "Возможно, что Покок вовсе не сделал ошибки производя немецкое Himmel (небо) от слова Himâlaya, и нельзя отрицать, что индусское слово Kailâsa (небо) есть отец греческого слова Κοιλον (небо) и латинского Coelum" – прим. Е.П.Блаватской.

     

  33. "La Doctrine Secrète. Syntèse de la science, de la religion et de la philosophic" par H.P.Blavatsky. Traduction française, 5-e volume, Miscel-Manées, pp. 105-106.

     

  34. Александрийская библиотека, частью сожженная Цезарем в 48 г. до Р.X., была почти совершенно уничтожена христианами в 390 г. по Р. X. и окончательно докончена Омаром в 640 г. по Р.X.

     

  35. La Clef de la Magie Noire.

     

  36. См. "Le diable au XIX-е siècle. La Franc-Maçonnerie Luciférienne" par le docteur Bataille. Delhomme et Briguet, éditeurs. Paris, Т.I. ch. XV. – "Albert Pike et son oeuvre". Стр. 305-435.

     

  37. Теософическое общество, как известно, основано нашей соотечественницей – Еленой Петровной Блаватской. Ее бесспорно исключительная личность в продолжении немногих лет создала переворот в умственном мире человечества. В самую мрачную эпоху черствого материализма ее гений открыл многим тысячам людей врата в иную область, к лицезрению Истины в ореоле ее вечности. К глубокому сожалению, в теософии в последнее время возник ряд весьма нежелательных течений; главнейшая причина этому та, что многие доктрины Е. П. остались непонятыми. Ее "Тайная Доктрина" и "Разоблаченная Изида" оказались настолько недоступными широкому кругу читателей, что, например, в России, при всей известности Е.П., в ней видят лишь "Радду-Бай" (псевдоним Е.П.) – автора фельетонов-повестей: "В горах и дебрях Индостана", "В голубых горах" и "Дурбар в Лагоре".

    Новейшее мистическое движение в Индии было возбуждено недавно умершим последним индусским пророком Бхагаваном Шри Рамакришной Парамахамсой. Если теперь нет в мире образованного человека, кто бы хоть по слуху не знал бы понятий о эзотеризме и тождестве всех религий всемирной истории по их внутренней сущности, то этим человечество обязано гению двух людей: Е.П.Блаватской и Шри Рамакришны. Миссия Бхагавана целиком и вылилась на то, чтобы спасти человечество, когда оно вплотную подошло к бездне ужаса, отчаяния и безумия материализма. Через своих учеников, понесших его благовестив в Европу, и Америку, он первый из учителей широко приоткрыл покрывало Изиды для взора каждого. Вивекананда, Абхедананда, Рамачарака, Чаттерджи и другие – суть первые из проповедников, начавшие говорить открыто, непосредственно воздействуя на интеллект слушателей и учеников.

     

  38. Основы христианства. Краткое изложение автора. 1913.

     

  39. Éliphas Lévi. Histoire de la Magie. Genmer Bailliére, Libraire-Éditeur, Paris, 1860. Стр. 163.

     

  40. Éliphas Lévi. Dogme et Rituet de la Haute Magie. Dogme. Стр. 71.

     

  41. Моцарт и Сальери.

     

  42. Saint-Yves d'Alveydre. Mission de l'Inde en Europe.

     

  43. Etudes encyclopediques. T. I, стр. 161.

     

  44. По свидетельству Платона.

     

  45. Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 68.

     

  46. "Человеческие деяния я старался не осмеивать, не подхваливать, даже не презирать, а – понимать". – Спиноза.

     

  47. La Clef de la Magie Noire.

     

  48. Les Harmonies de l'Être. T. I, стр. 4.

     

  49. Eth. II. Prop. XLV-XLVII. Prop. XL. Prop. XXXIV, XXXII.

     

  50. Эта идея утверждается дилеммой XXI и XXII Арканов.

     

  51. Аналогичным по сущности, по различным по природе объектов, является учение Карлейля.

     

  52. Т.е., иначе говоря: Сознание Потенциального Бытия (пралайя) четырехмерно, т.е. заключает в себе, целиком протяжение по времени как четвертую координатную ось, вследствие чего в нем нет течения времени, которое сводится в мгновение вечности; Сознание Кинетического Бытия (Проявленного) трехмерно и воспринимает протяжение во времени как аргумент видоизменений по всем другим геометрическим и метафизическим протяжениями.

     

  53. Свет Египта или наука о душе и о звездах. Перевод и издание В.Н.Запрягаева. Вязьма, 1910. Стр. 8.

     

  54. См. теорию сложения относительных движений.

     

  55. Paris, Calmann Lévy, éditeur, 1884, стр. 32.

     

  56. De compendiosa architecture et complemento artis Lulli.

     

  57. Cantus Circoeus. (Песнь Цирцеи.)

     

  58. Сад плодовый. Рассказы и поучения. Перевод с персидского Н.Урри. СПб.

     

  59. Le Bhâgavata Purâna, ou Histoire poétique de Krichna. Traduit par Eugène Burnouf, membre de l'institut, professeur de Sanscrit au Collége Royal de Françe, etc. Paris, imprimerie royale. MDCCCXL.

     

  60. "Чувство синтеза" носит в традиции также эпитет "чувства истины", – см. Эккартсгаузен. Ночи или беседы мудрого с другом. Стр. 280.

     

  61. Ночи или беседы мудрого с другом. СПб., 1804. Стр. 42.

     

  62. О Изиде и Осирисе. §3.

     

  63. Первой среди равных (лат.).

     

  64. S.Karrpe. Étude sur les origines et la nature du Zohar. Paris, Fèlix Alcan, éditeur, 1901. Стр. 97. – О "Книге Еноха" имеется весьма многочисленная литература; весьма любопытные взгляды на ее историческую роль – см. в "Тайной Доктрине" Е.П.Блаватской.

     

  65. Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 69.

     

  66. Книга I, глава I, стих 2.

     

  67. См. учение о эгрегоре.

     

  68. Royal Masonic Cyclopaedia.

     

  69. См. О. Шрадер. Сравнительное языковедение и первобытная история. Перевод с немецкого. СПб., 1886.

     

  70. Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 88.

     

  71. Таковы были все мистерии древнего мира. Таинства Деметры в Элевсине и мистерии Самофракии были прежде всего сценическими интерпретациями мировой космогонии. О христианских мистериях см.: Литтре. Аббатство, монахи и варвары на Западе. Перевод Л.Маркевича. Киев, 1889. Стр. 285-301.

     

  72. Взято из "Вестника Теософии" № 1 за 1912 г., стр. 2.

     

  73. Éliphas Lévi. Rituel. Стр. 356.

     

  74. См. теорию Аксенова и Минковского.

     

  75. Среди попыток приложения математики к решению отвлеченных философских проблем на первом месте стоять исследования Хёне Вронского, одного из величайших математиков XIX века. Несмотря на глубочайший интерес его многочисленных сочинений они остались неизвестными не только широкому кругу читателей, но и даже большинству специалистов. Главнейшая причина этому бесспорно заключается в том, что Вронский излагал свои доктрины пользуясь такими вершинами теории чисел и алгорифмии, что даже следить за его мыслью для громадного большинства математиков представляется почти недоступным. Не рискуя затратить ряда лет на подготовительную работу, представители математической мысли, даже не пытаясь критиковать Вронского, попросту постарались затушевать его деятельность и учение гробовым молчанием. На русском языке есть краткий очерк его идей – "Гоёне Вронский и его учение о философии математики". Составлено В. В. Бобылиным, приват-доцентом Имп. Моск. У нив. Москва, 1894.

     

  76. Космическое сознание. Петроград, книгоизд. "Новый Человек". Стр. 18.

     

  77. Между Эвклидом и Декартом прошло более 1500 лет.

     

  78. Роберто Бонола. Неэвклидова геометрия. СПб., 1910.

     

  79. Письмо к Флакку.

     

  80. La Clef de la Magie Noire.

     

  81. "Это учение называется Каббала, что, согласно учению евреев, есть восприятие какой-либо истины, интуитивно открываемой душе разумной. Итак, Каббала, есть свойство разумной души познавать Божественные вещи непосредственно разумом, вследствие чего она должна называться Божественной Наукой, как вообще, так в особенности как Наука о Боге".

     

  82. De Auditu Kabbalistico, sive ad omnes scientias introductorium. Strasbourg, 1651.

     

  83. Из письма Плотина к Флакку.

     

  84. "Всемогущий Юпитер, или каким другим именем угодно будет Тебе называться!"

     

  85. Éliphas Lévi. Rituel. Стр. 359.

     

  86. וחייניב תיא אמלער יריםפק ןוניא אמלער חלמ חאןחאל יאריתי ןילמ .... и т.д.

     

  87. Zohar, 3 part. fol. 152, verso, sect. – דתולעהב.

     

  88. Saint-Yves d'Alveydre. Mission des Juifs. Стр. 67.

     

  89. Orig. De princ. IV, §16 (по греч. текст. Филокалий).

     

  90. Meno. Стр. 385. Bip.

     

  91. "Предмет философии тройственен: Бог, Природа и Человек".

     

  92. Éliphas Lévi. Rituel. Стр. 338.

     

  93. "Отийёф" или "Альфа-Бета" (Алфавит).

     

  94. Святой Ансельм.

     

  95. Éliphas Lévi. Rituel. Стр. 355.

     

  96. Символы Таро, философия оккультизма в рисунках и числах. СПб., 1912.

     

  97. Éliphas Lévi. Rituel. Стр. 20.

     

  98. Отийёф.

     

  99. Первое издание "Евангелия отрочества" было сделано по арабской рукописи Henry Sike'oм в 1697 г. Thilo проверил и вновь издал арабский текст. На немецком языке этот апокриф был издан четыре раза. В библиотеках Ватикана и Национальной Парижской имеется целый ряд манускриптов "Евангелия отрочества" на арабском и сирийском языках. Этот апокриф есть отзвук древнего утерянного "Евангелия Фомы".

     

  100. Евангелие от Иоанна, 21:25.

     

  101. Ключики Соломона.

     

  102. Enchiridion Leonis Papae.

     

  103. Известные "Ключики", напечатанные в 1686 г. и потом вновь изданные в 1846 г. Доктором Ioh. Faust'oм (т. I-IV, Штутгарт, 1846-9) не одинаковы со старинными "Clavicules Solomonis" – см. Д-р Леман. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней. Москва, 1901. Стр. 221.

     

  104. Oedipus Aegyptiacus. Рим, 1652-1654.

     

  105. См. Vaillant. Histoire speciale des Rom – Muni ou Bohémiens.

     

  106. По мнению Е.П.Блаватской – "Истинные Таро с их полным символизмом находятся лишь на цилиндрах Вавилона, которые каждый может видеть и изучать в Британском Музее и в других". – "La Doctrine Secrète", traduction française, 5-e volume, Miscellanies. Стр. 120.

     

  107. См. Saint-Yves d'Alveydre. Mission de l'Inde en Europe.

     

  108. Страсбург, 1651.

     

  109. Рим, 1486.

     

  110. См. французское изд. – "Clef des choses cachées dans la constitution da monde par laquelle l'esprit humain dans les notions tant divines qu'humaines parviendra à l'intérieur du voile de l'étегпеllе Vérité" par Guil-laume Postel, translateur des décrets divins. – Traduit du latin pour la première fois. Paris, bibliotheque Chacornac, 1899.

     

  111. Париж, 1555, in-16.

     

  112. Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 76.

     

  113. "Огонь растворитель". См.: Éliphas Lévi. La Clef des Grands Mystères. Paris, 1861. Стр. 405-449.

     

  114. По преданию дата открытия – 17 января 1382 г.

     

  115. Haguenau, 1517, in-f°.

     

  116. Базель, 1494, in-f°.

     

  117. Кёльн, 1533, in-8°.

     

  118. Кёльн, 1527. Париж, 1529. Антверпен, 1530.

     

  119. Зальцбург, 1677, in-4°. – Liber Zohar restitutes. Франкфурт, 1684, in-4°.

     

  120. Hamburg, 1611, in-f°.

     

  121. Paris, édition de l'ordre martiniste, Chamuel éditeur, 1900.

     

  122. См. l'abbe Roca – в первых №№ "Lotous".

     

  123. Paris, Germer Baillière, libraire – editeur, 1861.

     

  124. Paris, Germer Baillière, libraire – editeur, 1860

     

  125. 1896,I vol., in-8°.

     

  126. Paris, 1891, I fort vol., in-8°.

     

  127. Paris, 1902, I tres fort vol., in-8°.

     

  128. О личности Станислава де Гуайта, его биографии и о характере его работ с кратким изложением его учения см.: "Stanislas de Guaita". Souvenirs par Maurice Barrès. Paris, Chamuel, editeur, 1898 и "Stanislas de Guaita" par Matgioi. Paris, Librairie Hermétique, 1909.

     

  129. П.Д.Успенский. "Символы Таро. Философия оккультизма в рисунках и числах". Очерк из книги "Мудрость богов". С.-Петербург, 1912, Городская Типография.

     

  130. Valentin – "Pistis Sophia", ouvrage gnostique, traduit du cophte en français, avec une introduction par E. Amelineau. I Vol., in-8°.

     

  131. Относительно апокрифических евангелий см. известние исследования: "Études sur les Évangiles Apocryphes" par Michel Nicolas. Paris, Micher Lévy fréres, libraires – editeurs, 1866. "Les Évangiles apocryphes traduits et annotés d'aprés l'édition de I. C. Thilo" par Custave Brunet. Paris, Librairie A. Franck, 1863, Tischendorf. "Evangelia apocrypha". Lipsiae, MDCCCLIII.

     

  132. Насколько неоплатоники прониклись древним эзотерическим знанием явствует хотя бы из того факта, что некоторые авторы считают их чуть ли не основателями всей средневековой мистики и магических наук. См. напр. "Histoire et Traité des sciences occultes" par le comte de Résie. Paris, Louis Vivès, libraire – éditeur, 1857. Tome second, стр. 9-11.

     

  133. Юрий Николаев. В поисках за Божеством. Очерки по истории гностицизма. С.-Петербург, 1913. Стр. 20.

     

  134. О мистицизме первых веков христианства см. след, соч.: J.Stoffels. Die mystische Theologie Makarius des Aegypters und die ältesten Ansätze Mystik. Bonn, 1908; K. Holl. Entusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Munchtum. Eine Studie zu Symeon dem Neuen Theologen. Leipzig, 1898; W. Gass. Die Mystik des Nikolaus Cabasilas vom Leben in Christo. Greiswald, 1849; Delacroix. "Études d'histoire et psychologic du mysticisme. Les grands mystiques chretiens. Paris, 1908; Marcos J. Daskalakis. Die ekletischen An-schaungen des Clemens von Alexandria und seine Abhängigkeit von der griechischen Philosophic. Leipzig, 1908; Eugene De Faye. Climent d'Alexandrie. Étude sur les rapports du christianisme et de la philosophic greque au II-е siècle. Paris, 1898. На русск. яз. – П. Минин. Главные направления древне-церковной мистики. Сергиев Посад, 1916 и др.

     

  135. Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Бренчаниновым). СПб., 1903.

     

  136. О "Голубиной книге" смотри следующие сочинения: "Калеки перехожие" Бессонова, т. I, 16 списков; "Сборник русских духовных стихов" В. Баренцева, 1860; Летописи русских и литовских древностей. Т. II, 1859; Известия Имп. Акад. Наук по отд. русск. языка и словесности. Т. 111; Надеждин. О русских мифах и сагах (Русская Беседа, 1857, т. IV); В.Мачульский. Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге. Варшава, 1887.

     

  137. Всеволод Соловьев. "Великий розенкрейцер" – роман XVIII века. (Окончание романа "Волхвы"). СПб., 1893. Стр. 367.

     

  138. "Ночи или беседы мудрого с другом".

     

  139. Андрей Белый. Символизм. Книга статей. Изд. "Мусагет", Москва, 1910.

     

  140. О Осирисе и Изиде. §3.

     

  141. Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 367.

     

  142. По учению Симона Мага. См. "Φιλοσοφούμενα".

     

  143. Гермес Трисмегист.

     

  144. De falsa religione.

     

  145. Проповеди и рассуждения. Перевод со средне-верхне-немецкого и вступительная статья М.В.Сабашниковой. Издательство "Мусагет", МСМХП, стр. 84-85.

     

  146. Мишна, трактат Haguiga: "Что выше тебя – не старайся познать".

     

  147. См. М. P. Pierret. Essai sur la mythologie égyptienne. Стр. 8-11.

     

  148. См. Ириией. Adv. haer. I, II, 5; Епифаний. К.Haeres. XXXI, XIII (t. I, II).

     

  149. Выражение Каббалы.

     

  150. Zohar. Part. III, fol. 288, verso.

     

  151. Столь поразительная близость учения знаменитого каббалиста с догмой Триединства в христианстве нас не должна удивлять, ибо, вообще говоря, Каббала, как синтез, объединяет в себе догмы обеих ветвей семитического откровения: иудаизма и христианства. Именно этому обстоятельству мы обязаны широким развитием учений Каббалы в средние века, ибо в близости ее с христианством тогдашние богословы видели одно из наиболее ярких доказательств абсолютной истинности христианства. Родство Каббалы и христианства чрезвычайно ярко выражена Пика Мирандолой в его книге: "De hominis dignitate". – "Hos ego libros non mediocri impensa mihi cum comparassem, summa diligentia, inde-fessis laboribus cum perlegissem, vidi in illis, testis est Deus, religionem non tarn Mosaicam quam Christianam: ibi Trinitatis mysterium, ibi Verbi incarna-tio, ibi Messiae divinitas, ibi de peccato originali, de illius per Christum ex-piatione, de coelesti Hierusalem, de casu daemonum, de ordinibus Angelo-rum, de Purgatoriis, de Internorum poenis. Eadem legi quae apud Paulum et Dionysium, apud Hieronymum et Augustinum quotidie legimus. In plenum nulla est ferme de re nobis cum Hebraeis controversia, de qua ex libris Ca-balistarum ita redargui, convincique non possint, ut ne angulus quidem reliquus sit, in quern se condant".

     

  152. ׳כ׳ג אוהא רחא םצע לע הרומ רחוימ םש ךרבתי ול שי כ׳א הלגתי הזו ךניעב הז השקיש יואר ויא דוחי אוה גוהה שולשהו שלושמ רחא סצע רע סירומ דחי סתשלשו השלש סח... ויתומש דוסמ ךל שפכה תבשחמ יפל ללמ דוס... שודק שודק שודק ו... דחוימ תעדהו חניבה המכחה

     

  153. Книга Единства.

     

  154. Cuzary. Disc. 4, 8, 25. Испанский текст в переводе Jacob Abenanda гласит так: "Ensena la deydad у la unidad por cosas que son varias у multiplicadas por una parte, pero per otra parte, sou unidas, у concordantes, у su union procede del uno que los ordena".

     

  155. См. Спиноза. Этика. Ч. I.

     

  156. "Все начинается из Чистого Бытия, которое есть лишь совершенно неопределимая мысль, простая и неизменчивая, ибо истинное Начало не может быть ничем иным... Но это чистое Бытие есть лишь высшая степень абстракции, это есть абсолютно отвлеченное понятие, которое может быть, если его мыслить как таковое, названо Не-Бытием". – Гегель

     

  157. По история и литературе суфизма см.: Malkolm. Ilistoire de la Perse. Paris, 1821, trad, de l'anglais; Gobincau. Les religions et Ics philosophies dans l'Asie centrale. Paris, 1866; John P. Broun. The dervischcs, or oriental spiritualism. У Поздиева, в компиляции: "Дервиши в мусульманском мире". Оренбург, 1886, сделана сводка почти всей европейской литературы о суфизме.

     

  158. האלע אמיא והיאד ארהנ אוהה קימא רתבל אלכד אללכ אד היהא הירתאב דחו דח לכ ןקתתאו אלכ קיפנד רתב היהא רשא דמא חרבעתאו הוהי רמא

     

  159. Zohar. III part., fol. 65, verso, sect. תומ ירחא

     

  160. H.Brugsch. Die aegyptische Gräberwelt. Стр. 38.

     

  161. См. Фридрих Делич. Библия и Вавилон. Пер. бар. А.А.Нольде. СПб., 1906. Стр. 39.

     

  162. Reuchlin. De Verbo Mirifico. Базель, 1494, in-f°.

     

  163. "Philosophumena". Эта доктрина лежала, по-видимому, в основании всего учения Симона Мага, изложенного им в его "'Απόφασις μεγάλη".

     

  164. Philosophumena. VII, 20.

     

  165. "В понятии самого совершенного Существа необходимо содержится существование".

     

  166. Tableau Naturel des rapports, qui existent entre Dieu, l'Homme et l'Univers. Стр. 13-14.

     

  167. Ночи или беседы мудрого с другом, стр. 52-53.

     

  168. Эта формула была дана Симоном Магом – "ό έστως, στάς, στηςόμεος".

     

  169. Ночи или беседы мудрого с другом, стр. 55-56.

     

  170. Fabre d'Olivet. La langue hebraique restituée et le véritable sens dc mots hebreux rétabli et prouvé par leur analyse radicale. Pans, Librainc generate des sciences occultes, biblithèque, Chacornac, 1905, pp. 25 et 27. По сокращен, русск. пер.: Фабр д'Оливе. Космогония Моисея. Перевод В.Н.Запрягаева. Вязьма, 1911. Стр. 1.

     

  171. Проф. Макс Мюллер. Шри Рамакришна Парамахамса, его жизнь и учение. Перевод с английского И.Ф.Наживина. Москва, 1913.

     

  172. Сокровище Премудрости. – Шри Шанкарачарья.

     

  173. По древнегерманской мифологии; см. Вагнер. Кольцо Нибелунгов.

     

  174. См. Ernest Renan. Averoès et l'Averoisme. Paris, Caiman Lévy, éditeur, 1882.

     

  175. Bernard Picart. Ceremonies et coutumes religieuses de tous les peuples du monde. Amsterdam, cher Bernard, MDCCXXII; "Виради" – есть "первичная материя". – см. Marius Fontane. Histoire universelle Inde Védique Paris, Alphonse Lemerre, éditeur, MDCCCLXXXI, стр. 363.

     

  176. Этика. Ч. I. На русском языке см. Бенедикт Спиноза. Этика, доказанная в геометрическом порядке... Перевод с латинского Н.А.Иванцова. Москва, 1892. Стр 3.

     

  177. Éliphas Lévi Dogme Стр 196.

     

  178. Великий розенкрейцер, стр. 32.

     

  179. Éliphas Lévi Dogme Стр 96-97.

     

  180. "Que chaque substance exprime l'univers tout entier, mais Tune plus dictinctement que l'autre, surtout chacune à l'égard de certaines choses et selon son point de vue". – Lettre à Mr. Arnauld. Op. phil. Стр. 107.

     

  181. Христианское учение о нравственности. Перевод А.П.Лопухина. СПб., 1890, том I, стр. 93.

     

  182. Отрывок из апокрифа, сохраненный Епифанием. – Haeres XXVI, §3.

     

  183. Ночи или беседы мудрого с другом, стр. 130.

     

  184. "Я есмь все, что было, все что есть, все что будет, ни один смертный не приподнял еще покрывала, меня скрывающего", – такова была надпись на статуе Нут в Саисе по словам Плутарха – "О Осирисе и Изиде", §9.

     

  185. Эти две колонны, символизирующие собой принцип бинера, лежащий в основании теории познания и всякой метафизики, в той или иной форме входят во все мифологии. Так, например, они существовали и в храме Соломона (1 Цар., 7, 21) в его преддверии. Весьма любопытные мысли о значения надписей (זע לעב ןכי) на них см.: М.В.Никольский. "Jakhin и Bo'az". Основательное исследование текста всего сказания находится в статье В. Stade. "Der Text des Berichtes uber Solomo's Bauten". I Кö., 5-7, в "Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft". 1883, S. 129-177.

     

  186. Взято из соч.: "Les Grands Initiés. Esquisse de l'histoire secrète des religions" par Édouard Schuré. Paris, Perrin et C°, libraires – editeurs. 1905. Стр.217.

     

  187. "Разум Бога и объекты его, на которые он простирается, суть едины и тождественны". Spinosa. Eth. Part. II, prop. 7, Schol.

     

  188. "Pardes Rimonim" (т.е. "Сад гранатов"), f°. 55. recto.

     

  189. Сифра ди Дзениута, 12.

     

  190. Сохранено Аристотелем.

     

  191. "Юпитер! Всевластный над царями, делами мирскими и богами, Праотец и Праматерь богов". Этот стих цитируется блаженным Августином.

     

  192. Zohar. Part. II, стр 99.

     

  193. Edouard Schuré. Les Grands Inities. Esquisse de l'histoire secrète des religions Pans, Perrin et C°, libraires – éditeurs, 1905.

     

  194. D-r Gaug Essays on the Parsis. Стр. 13.

     

  195. По учению Симона Мага Божеству вечно присущи: Разум (Νοϋς) и Мысль ('Επίυοια); это есть первое высшее сочетание или сизигия (συξΰγία – чета, пара) Божественных Проявлений. Разум высказывает вслух Мысль, и так проявляются Голос (Φωυή) и Имя ('Ουομα); все произнесенное таким образом сочетается Рассудком (Λογισμός) и Мышлением ('Ευθύμησις). Это шесть первоначальных неизъяснимых эманации, или проявлений, дающих возможность вместить представление о Неведомой и Непознаваемой Божественной Сущности.

     

  196. Le Bhâgavata Purâna ou histoire poétique de Krichna. Traduit par M. Eugène Burnouf, membre de l'Institut, professeur de Sanscrit au Collége Royal de France. Paris, Imprimerie Royal, MDCCCXLVII, 7 книга, гл. II, 22.

     

  197. Brugsch. Religion und Mythologie der alten Aegypter. Leipzig, 1884.

     

  198. С необыкновенный яркостью и совершенством эти идеи вылились у алидов, измаелитов и имамитов – мистических сект ислама – см. Scharastani. Religions parteien; К. Казанский. Мистицизм в исламе. Самарканд, 1906, стр. 170-175; Slane и др.

     

  199. Кант в "Критике чистого разума" воочию показывает трансцендентальность природы антиномии, которая и составляет его высший ограничительный предел.

     

  200. The Senses and Intellect. 2 ed., pp. 5, 325 et cet.

     

  201. См. С.Н.Hinton. A New Era of Thought; и П.Д.Успенский. Tertium Organum. Ключ к загадкам мира. СПб., 1911. Стр. 25.

     

  202. Символизм, стр. 29.

     

  203. Чтение II о Богочеловечестве. Т. III, стр. 18.

     

  204. См: П.Минин. Главные направления древне-церковной мистики". Сергиев Посад, 1916. Стр. 27-28.

     

  205. De myst. theol. I, §1.

     

  206. De div. nom. I, §1.

     

  207. De myst. theol. I, §1.

     

  208. De myst. theol. I, §3: καί τότε καί αύτών άπυλύεται τών όρωμένων κα τών όρώντων, καί είς τόν γνόφον τής άγνωσίας είς δύνει τόν όντως μυστιχόν καθ όυ άπομυει πάσας τάς γνωστιχάς, άντιχήψεις, καί έν τψ πάμπαν άναφει καί αοράτω γιγνεται, πάς ων τού πάντων έπέχεινα, και ούδενος ούτε έαυτοϋ ούτε έτέρου, τώ παντελώς δέ άγνώστψ τής πάσης γνώσεος άνενεργησία, κατά τό χρείττον ένούμενος, και τώ μηδέν γινώσκιν, ύπέρ νούν γινώσκων.

     

  209. Epist. V.

     

  210. Epist. I.

     

  211. Éiiphas Lévi. Dogme. Стр. 123.

     

  212. Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. Москва, 1914.

     

  213. De Umbris Idearum. (О тенях идей.)

     

  214. Глубочайшего интереса заслуживают изыскания в этом направлении Николая Кузанского (1401-1464), епископа и кардинала бриксенского "Coincidentia oppositorum" – превосходит, по его мнению, силы чувственного восприятия и рассудочного мышления; его можно понять только непосредственным духовным созерцанием, той высшей познавательной деятельностью, которой нельзя ни научиться, ни научить, по которая составляет самую сокровенную тайну созерцающей души, visio sine comprehensione, comrehensio incomprehensibilis, превосходящего всякое ученое знание, благочестивое и блаженное погружение в таинст-венние глубины Божественной Первосущности. Это мистическое созерцание (как и заглавие своего главного сочинения) Кузанец называет "Docta ignorantia". – См. В.Виндельбанд. История новой философии Перевод проф. А.И.Введенского. СПб., 1913, гл. I, стр. 37-38.

     

  215. История новой философии. СПб., 1906.

     

  216. Лорд Бэкон.

     

  217. Э.Карпентер. Современная наука. Критический очерк Перевод графа Л.Н.Толстого. Москва, 1898. Стр. 31.

     

  218. Этот закон выражен Гегелем так: "Всякая идея, продолженная до бесконечности становится своей собственной противоположностью".

     

  219. Брахмана ста тропинок. См. также – Chândogya Upanishad. VI, 2 fg.

     

  220. Lectures on the Science of Languages. Sec. ser., v. II, стр. 63, или 6 ed, v. II, стр. 67.

     

  221. Основы Науки. Трактат о логике и научном методе. Стэнли Джевонс. Перевод с английского М.Антоновича. С.-Петербург, издание Пантелеева, 1881. Стр. 6.

     

  222. Сравни с Откровением св. Иоанна 12.1-2, – "И явилось на небе великое знамение, жена, облеченная в солнце, под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения".

     

  223. Albert Jounet. La Clef du Zohar. Éclaircissement et unification complète des mystères de la Kabbale. Paris, bibliothèque Chacomac, 1909, pp 43-44.

     

  224. Aurora.

     

  225. La Clef de la Magie Noire.

     

  226. Προλδών γάρ ό Θεός, άτε Θεός, ότι μίμημα καλόν ούχ άυ ποτε γένοιτο καλού δίχα παραδείγματος, κ. τ. λ. ("De mundi opificio".)

     

  227. De Linguarum confusione. 345 b.

     

  228. De Migratione Abragam. 416 b.

     

  229. De Somniis. 585 a.

     

  230. Апокалипсис, 10:5-6 – "И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет".

     

  231. La Clef de la Magie Noire.

     

  232. "Все что есть на земле, одинаково возвышенно... И пет в этом мире даже малейшей вещи, которая бы не имела своего Сверхчувственного Аналога". Зогар, I, 156 в, cf. III, 220-221.

     

  233. Термины Аристотеля.

     

  234. Mission des Juifs, стр. 31.

     

  235. "Étude sur les origines et la nature du Zohar" par S. Karppe. Pans, Félix Alcan, éditeur, 1901, стр. 280.

     

  236. Д.П.Шантепи де ля Соссей. Иллюстрированная история религий. Перевод под ред. В.Н.Линд. Москва, 1899. Стр. 197.

     

  237. Είδέναι δέ νόν προσήχει, ότι ό θειος τόπος καί ή ίερά χώρα πλήρης άσωμότων λόγων. "De Somniis". I, 21. Λόλοι ούς καλειν έθος άγγελοι ...όσοι γάρ θεού λόγοι τοσαύτα άρετής έθνη τε καί είδη. "De Posteritate Caini".

     

  238. Федра, стр. 334.

     

  239. Dialoghi della causa, principio ed uno.

     

  240. Hermès Trisméfgiste à son fils Tat. Traduction par Louis Menard. Paris, Didier et C-ie, 1867. Подлинные творения Гермеса Триждывеличайшего исчезли бесследно. У некоторых авторов мы, правда, встречаем указания на то, что египетские иерофанты хранили как драгоценнейшую святыню 42 книги Гермеса, но не только их содержание, но и самые названия их до нас не дошли. В начале христианской эры память о этих творениях была еще жива, и некоторые фрагменты, передаваясь из уст в уста, еще сохранялись, хотя, конечно, в сильно искаженном виде. В указанном труде Louis Menard'a и приведено во французском переводе полностью все сохранившееся из этих апокрифов до наших дней.

     

  241. "Εί δέ τις έθελήσειε χρήσασθαι τοίς όνόμασιν, ούδέν άν έτερον είποι τόν νοητόν εναι κσμον θεο λγον δη κοσμοποιοντος οδ γρ νομτ πλις έτερν τι στν το πχιτεκτονος λογιςμς δη τν ασθητη πλιν τ νοητ κτιζεν διανοουμου". "De Mundi opificio". Том I, стр. 4, по изд Mangey.

     

  242. "La Kabbale ou la philosophic religieuse des Hebreux" par Ad. Franck. Membre de l'Institut Paris, Librairie Hachette et C-ie, 1889. Стр. 194.

     

  243. אשידק אמוגר אקטםמ אתתו אליעלד אמלע הכתשא ןאכמו דח והלכד ןיגכו אפרג דח ודבעחאו אדב אד ןידחאתמי ןימלע ןיבהתמו אתתל ׳ה׳ב׳ק אליעל ׳ה׳ב׳ק אתתל אתניכש אליעל אתניכש אפרג ׳ה ק׳ק׳ק׳ דח אלא חתתא אל והלכבו אפוג דחב אמלעו אחור אמלשמו אפוג דח אוח אלכד ודובכ ןידאה לכ אלמ תואבע

     

  244. Zohar. part. III, f°. 43, verso et recto.

     

  245. Eugène Bumouf. Commentaire sur Yaçn. Стр. 270.

     

  246. La Clef de la Magie Noire.

     

  247. Сокращенный перевод (П.Д.Успенского) из: "Select Works of Plotinus". Translated by Thomas Taytor. "Bonn's Library".

     

  248. De Umbris Idearum.

     

  249. "Jam vero mundi corporal is ad cum mundum de quo modò diximus, rationes talem, quails umbrae ad corpus hominis, esse scito". Взято из соч. Tholuck. De Ortu Cabbalae. Hamb., 1837. Стр. 17. О личности и работах Al Gazali см.: Claud Field. Confessions of Al-Ghazali.

     

  250. Таков истинный генезис эмблем эволюции и инволюции, добра и зла, в виде прямого (вершиной кверху) и обратного (вершиной вниз) треугольников.

     

  251. Учение, что Божественная Сущность не участвует в мировом творчестве, будучи выше самой идеи о нем, лежало краеугольным камнем всех религий мира. Будучи Бесконечна, как по времени, так и по всем другим протяжениям, Она содержит в Себе лишь идею творения – как некий стационарный принцип. Эта идея по отношению к низшему миру является Источником творения, есть орудие творчества Так, в Индии – Брахма есть Творческая сила Брахмана, Праджапати, в Иране – Зерваи-Акараие эманирует дилемму Ормузда и Аримана, как творческий свой аналог, в Библия – это Руах-Элоим, Творческое Дыхание Элоима, в Евангелии и греческой метафизике это Логос, в Каббале это Сефироты, у неоплатоников – Логос прямо назывался "инструментом творчества" κατπερ ργανω προχρησαμενος κοσμοιτοει (Leg. Alleg. I, 1106, cf. De Cherub. I, 162), у гностиков это Иалдабаоф ('Ιαλδαβαθ), Творческая Сила, выделенная из Высшего Неизреченного Троичного Принципа, равно как система Сизигий Эонов, Архонтов и Демиургов. Под влиянием невежества или злой воли эти идеи порой искажались до чудовищнейшего абсурда. Так современные масоны создали из Великого Архитектора идеализированного сатану настали поклоняться ему как противнику Неба. Воистину скажешь, что нет пределов безумию человека!

     

  252. Éliphas Lévi. Rituel. Стр. 405.

     

  253. Zohar. Part. III, f°, 296 recto et verso.

     

  254. Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 361.

     

  255. Stan Juliun. Tao-te-king. Ch. XLIII, стр. 158.

     

  256. Эти идеи после Николая Кузанского и Джордано Бруно широко разрабатывал также в целом ряде своих трудов Яков Бёме – см. краткое изложение их у Виндельбанда в его "Истории новой философии", стр. 94-95.

     

  257. Tableau Naturel, стр. 21.

     

  258. Jacob. Esquisse hermetique du Tout Universel d'après la théosophie chrétienne. Paris, Bibliothèque Chacomac, 1902. Стр. 113.

     

  259. т.е. по общепринятому методу дифференциального исчисления.

     

  260. Примером к сказанному может послужить идея о так называемом "нормальном человеке" в медицине, по отношению к каковому и координируются все уклонения в сторону высшей одаренности или патологической неразвитости или уродливости.

     

  261. У свящ. П.Флоренского в соч. "Столп и утверждение истины" приведена таблица, могущая послужить примером к сказанному.

     

  262. "Confessio philosophi" Leibnitiana inedita – проф. Ив. Ив. Ягодинский. Казань, 1915, Ст. 6-7, – "Значит, когда говорят, что Бог одного любил, а другого ненавидел, то смысл тот, что Он любил менее, и поэтому, за невозможностью выбрать всех, отверг. Ведь как меньшее благо дало некогда разумное основание для зла, так в случай встречи двух любовей, меньшая любовь, можно сказать, дала разумное основание для ненависти, хотя такое выражение и менее пригодно". – Лейбниц.

     

  263. Прекрасным примером к сказанному может послужить хотя бы следующий исторический факт. После открытия Уаттом паровой машины целому ряду изобретателей приходила мысль о возможности использования паровой силы для движения по рельсам. Тем не менее, до открытия паровоза прошло много десятков лет, ибо все считали трения между рельсами и бандажами колес недостаточным, и все усилия изобретателей направлялись исключительно на выдумывание зубчатых колес и зубчатых рельсов. Когда Стефенсон понял ненужность всех этих приспособлений, – его стали считать сумасшедшим, говорили, что его "Ракета" должна будет бесплодно вертеть колеса, стоя на месте, и удивлялись его нежеланию понять столь очевидную истину.

     

  264. Браман Чаттерджи (Brâhmachârin Bodhabhikshu). Сокровенная религиозная философия Индии. Перевод Е. П. Калуга, 1911. Стр. 29.

     

  265. См. учение о дематериализации материи.

     

  266. He только разумом власти, но и властью разума.

     

  267. Эти идеи весьма подробно разработаны в современной литературе. Кроме теории М.Аксенова и Германа Минковского можно указать на труды: Хинтона – "The Fourth Dimension" и "A New Era of Thought", П.Д.Успенского – "Четвертое измерение" и "Tertium organum". Яркое выражение сказанного мы видим в книге проф. Джемса "A Pluralistic Univers", – он цитирует замечание проф. Бергсона: "наука изучает всегда только t вселенной, т.е. не вселенную в целом, а только момент, временной разрез вселенной".

     

  268. См. труды: Пуанкаре, Карпентера, Лебоиа, Беккереля, Л а Роза, Хвольсона, Джевонса, Беббиджа и др.

     

  269. La Clef de la Magie Noire.

     

  270. См. "Le signe de la croix avant le christianisme" par Gabriel de Mortillet Paris, C. Reinwald, libraire – éditeur, 1866.

     

  271. По апокрифу.

     

  272. Сюда именно и относится завет Аполлония Тианского – "Ты трехпланен – учись трехпланно!"

     

  273. Вак – Слово, Логос. Древнейшее учение о нем см. Ригведа 149, 150, 593, 606.

     

  274. Книга оккультного ритуала Индии, переведена на французский язык d'Anquetil-Duperron.

     

  275. Legis Alleg. I, 1106.

     

  276. De Cherubin. I, 62.

     

  277. См. Э.Трубич. "Очерки Каббалы", напечатанные в журнале "Ребус" за 1912 г., № от 5 февраля, стр. 7.

     

  278. Éliphas Lévi. Rituel. Стр. 9.

     

  279. "Monadologie", "De primae philosophiae emendatione et de notione substantiae", "Eclaircissement du nouveau systeme etc.", "Disp metaph de princ. indiv.", "Systeme nouveau de la nature et de la communication des substances" и т.д.

     

  280. Theosophy or Psychological Religion.

     

  281. См. Куно Фишер. История новой философии. Т. II, "Спиноза", стр 491.

     

  282. Çvel. Сер. I, 3.

     

  283. История новой философии. Том III, "Лейбниц", стр 345.

     

  284. "Der Koran". Aus dem Arabischen wortgetreu neu übersetst, und mit erläuternden Unmerkungen fersehen von Dr. L. Allmann. Bielefeld und Leipzig, 1881.

     

  285. Zohar. Part. III, f°, 107, recto et verso, отд. דומא.

     

  286. История новой философии. Том III, "Лейбниц", стр. 345.

     

  287. Садхана. Творчество Жизни. Пер. Тимофеевского. Москва, 1914.

     

  288. По переводу Н.А.Холодковского Москва, 1912. Стр. 10.

     

  289. Психология народов и масс. СПб., 1896. Стр. 13.

     

  290. Когда группа индивидуальностей связана единством происхождения из некоторой индивидуальности высшего порядка, то этот синтез по отношению к своим элементам носит по Каббале имя Адама Кадмона. Так в ряду: человечество, раса, народ, племя, род, семья, человек – каждый предыдущий будет Адамом Кадмоном по отношению ко всем последующим.

     

  291. По переводу Н.А.Холодковского, стр. 9.

     

  292. "Прототип человека" или "Небесный Человек" Каббалы – ןומדק סדא ׳יאלע סדא

     

  293. См. Куно Фишер. История новой философии. Т. II, "Спиноза", стр 511.

     

  294. Бытие, 1:27.

     

  295. Zohar. Fol. 15, col. 61.

     

  296. История новой философии. Том III, "Лейбниц", стр. 370.

     

  297. Священная книга Египта. См. Lepsius. Das Totenbuch der alten Aegypter. Berlin, 1842.

     

  298. Аристотель недаром заметил, что "человек есть животное стадное", эту особенность человека чрезвычайно удачно выразил скиф Анахарсис – "чем люди собираются в большем числе, тем уши у них становятся длиннее".

     

  299. "Ты – это". – Известная индусская формула абсолютного единства.

     

  300. Отто Вейнингер. Пол и характер. Принципиальное исследование. Перевод под редакцией А.Грена. Москва, 1909. Стр. 159.

     

  301. Вивека Чудамани или Сокровище Премудрости. Русск. пер., Харьков, 1912. Стр. 6.

     

  302. Пол и характер, стр. 151 и 152.

     

  303. О самовоспитании. Речь, произнесенная Чаннингом при открытии Франклиновских курсов для рабочих в Бо

Оглавление