О СЕМЕРИЧНОМ СТРОЕНИИ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ
Спрашивающий. Как я понимаю, вы считаете нашу Землю лишь одним из
звеньев планетной цепи?
Теософ. Да, это так. Другие же шесть "земель", или глобусов, не
находятся на том же плане предметности, что и наша Земля; потому мы их видеть не
можем.
Спрашивающий. Мы их не видим из-за огромного расстояния?
Теософ. Вовсе нет — ведь невооруженным глазом мы видим не только
планеты, но и звёзды на неизмеримо б`ольших расстояниях; но глобусов этих мы не
видим потому, что они находятся за пределами наших физических средств
восприятия, или вне нашего плана бытия. Дело не только в том, что плотность
составляющей их материи, их вес или структура совершенно не похожи на структуру
нашей Земли и других известных нам планет — они находятся, так сказать, в
абсолютно ином (для нас) слое пространства — слое, который не
воспринимается нашими физическими чувствами. Когда я говорю о "слоях", не
следует воображать себе нечто вроде пластов, лежащих один над другим — это
приведет лишь к ещё одному нелепому представлению. Под слоем или планом я имею в
виду уровень существования бесконечного пространства, который по своей природе
таков, что не может быть в пределах нашего бодрствующего восприятия, будь то
умственного или физического, но который существует в природе за пределами нашего
обычного рассудка и сознания, вне нашего трёхмерного пространства и привычного
для нас деления времени. У каждого из семи основных планов, или слоёв, в
пространстве — конечно, взятом в целом, как "чистое пространство" в определении
Локка*, а не наше ограниченное пространство — есть своя объектная и субъектная
сторона, своё пространство и время, своё сознание и набор чувств. Но всё это
вряд ли будет понятно тому, кто воспитан в нынешней манере мышления.
__________
* Локк, Джон (1632—1704) — английский философ —
прим. ред.
Спрашивающий. Что вы имеете в виду под другим набором чувств? Есть ли
на нашем собственном плане что-нибудь такое, что вы могли бы привести в качестве
иллюстрации, просто чтобы дать более ясное представление о том, что вы имеете в
виду под разнообразием чувств, пространств и соответствующих им восприятий?
Теософ. Ничего; разве что один пример, который наука, скорее,
приспособит в качестве удобного крючка, чтобы тут же повесить на него свой
контр-аргумент. Ведь во сне мы пользуемся совсем иными чувствами — разве не так?
Мы чувствуем, говорим, слышим, ощущаем вкус и вообще действуем на ином плане; об
изменении состояния нашего сознания свидетельствует и тот факт, что действия и
события, длящиеся, как мы полагаем, целые годы, в нашем уме прекрасно проходят
за одно мгновение. И эта крайняя быстрота нашей умственной деятельности во сне,
а также полная естественность для нас всех прочих производимых в это время
действий, показывают нам, что мы находимся на совершенно ином плане. Наша
философия учит нас, что в природе есть семь основных сил и семь планов бытия, а
значит, и семь состояний сознания, в которых человек может жить, думать,
помнить, и вообще быть. Перечислить их здесь невозможно, для этого нужно
обратиться к изучению восточной метафизики. Но бывая в этих двух состояниях —
бодрствования и сна — любой человек, от ученого философа до неграмотного дикаря
— может вполне убедиться в том, что они отличаются.
Спрашивающий. То есть вы не принимаете общеизвестных теорий, которыми
объясняют состояние сна биология и физиология?
Теософ. Нет. Мы отвергаем даже гипотезы ваших психологов, предпочитая
им учения Восточной Мудрости. Признавая существование семи планов космического
бытия и состояний сознания применительно ко Вселенной или макрокосму, мы всё же
останавливаемся на четвёртом плане, находя невозможным вести дальнейшие
исследования с какой-либо степенью достоверности. Что же касается микрокосма,
или человека, то мы рассуждаем о семи его состояниях и принципах свободно.
Спрашивающий. Как же вы их объясняете?
Теософ. Прежде всего мы обнаруживаем в человеке два различных существа
— духовное и физическое: человека мыслящего и человека, регистрирующего столько
мыслей первого, сколько он способен усвоить. Таким образом, мы различаем в нём
две разные природы: высшее или духовное существо, состоящее из трёх "принципов"
(начал), или аспектов, и низшее, или физическую четвёрку, состоящую из
четырех — итого их семь.
Раньше Дальше
|