Вначале, когда Махариши только еще приехал в Америку, он говорил об "Абсолютном бытии", что для этой страны было слишком религиозным термином. Перерабатывая свою систему, он заменил этот термин на “Творческий интеллект” (отечественные ТМ-овцы переводят этот термин как “Созидательный разум”), что было более похоже на научный термин. Однако для Махариши этот эвфемизм значил ровно то же самое, что и “Абсолютное бытие”, то есть был синонимом Бога. Бог, как понимает его Махариши, — это все, что нас окружает (типично пантеистическое мировосприятие), это та безличная сила, которая пронизывает все в этом мире, отождествляется со всеми вещами в нем. Бог больше природы — это сама вселенная и все, что есть во вселенной, кроме зла. Зло из системы Махариши совершенно выпадает: непонятно, откуда оно явилось и какова его сущность. ТМ предлагает весьма оптимистический взгляд на человека и на природу. “Я есть То, ты есть То, все это — То. Есть только одно То, и ничего нет больше Того”. “То” — это и есть упоминание о Созидательном разуме, или о Боге. Таким образом, мы видим, что Бог — это не Личность.
Все, о чем говорит Махариши, можно найти в индуистских писаниях, но чтобы пояснить его учение о Боге, нужно ввести еще два термина — в том смысле, в каком употребляет их он сам. Первый из них —
прана. Махариши его употребляет в значении некой направленности Бога на творчество: Бог не может не творить, и прана — это его неотъемлемая часть. Махариши сравнивает Бога с океаном, из которого постоянно вытекает разнообразие жизни. В невидимой форме это ум, а в материальной — материя. Все это вытекает из Бога.
Второй термин —
карма. У Махариши это — формирующая сила, которая определяет все разнообразие бытия. Если Бог — это океан, то карма — это сила, которая действует внутри океана и творит волны. Карма — это действие, это то, что заставляет все живое существовать, жить. У кармы есть цель — ум, или интеллект; у интеллекта тоже есть цель — это карма. Постоянно идет цикл превращений и перевоплощений: например, душа перевоплотилась в жука; если жук вел себя хорошо, то у него есть возможность перевоплотиться в лошадь. Если лошадь вела себя хорошо, у нее есть возможность перевоплотиться в корову, у коровы — в человека и так далее. Та же самая карма управляет и Богом, который тоже находится под властью кармы. Он определяет карму, но сам не свободен от нее.
Человек состоит из тела, ума и внутреннего “я”. Тело — это оболочка, данная нам праной и кармой. Внутри тела находится ум, который сам по себе невидим, но обладает опытом и может действовать. Внутреннее “я” — это семя Бога, которое живет в каждом из нас, Это некая светящаяся точка, которая проявляется в наших действиях. Пока нам повезло в воплощении и мы являемся людьми, нужно развивать в себе сознание Бога, потому что клоп, в которого мы тоже можем воплотиться, развивать в себе сознание Бога не может. Мы умираем, и тело распадается, но самое важное — внутреннее “я— остается. Если мы сознаем, что жизнь от Бога и что Бог выражается в творчестве, чистоте и блаженстве, то мы вступаем в Божественную жизнь.
Согласно Махариши,
цель жизни — это расширение счастья. Добиться расширения счастья, опять же, можно лишь будучи человеком. У каждого есть возможность эволюционировать к совершенному осознанию Бога. Разум, сила, энергия, творчество, блаженство — все это высшие качества человека. Цель человечества — расширение счастья — позволяет людям все эти качества взращивать в себе в полной, чистой форме. Человечество является мостом между Богом и всем остальным миром; его задача — приобрести разум, силу, энергию, творчество и блаженство и распространять эти качества на все остальные проявления Бога и на все остальные формы жизни. Махариши утверждает, что любой человек может развить в себе все эти характеристики, но большинству это не удается; многим — просто потому, что они безразличны к задаче воспитания в себе божественной природы, что и является причиной всех ошибок и падений человечества. Из-за того, что мы такие безразличные, мы не знаем, как открыть и достичь Бога внутри себя, а потому не видим в жизни подлинной цели и не можем соединить тело, ум и внутреннее “я”, чтобы они вместе участвовали в естественном процессе эволюции. Эволюция же, согласно Махариши, — это воплощения, из которых мы можем вырваться и не превращаться ни во что более, можем развить в себе блаженное осознание Бога. То есть нужно развивать и расширять в себе Абсолютное бытие и самому в этом безличном бытии растворяться.
Пока мы живы, нет ничего плохого в том, чтобы наслаждаться всеми радостями жизни. Покуда мы люди, мы все равно лучше любого животного. Но у человека есть разум, и нужно помнить, что все наши злые поступки нам засчитываются. Если камень бросить в океан, волны будут распространяться бесконечно — так и любое наше дело производит волны по всему простору Божества, и когда-нибудь мы обязательно получим воздаяние за свои поступки. Если мы успели открыть в себе абсолютное бытие и уйти в него, то кару вместо нас получают наши ближайшие родственники. Как же уберечься от этого? Только ТМ может создать обратные волны, способные погасить волны от злых деяний и улучшить общее состояние мира.
Бог не защищен от поступков, которые мы совершаем: они воздействуют на него; нужно соединиться общей целью с Богом — целью, ради которой он создает вселенную. Тут и вступает в действие трансцендентальная медитация. У обычного человека, учит Махариши, есть три состояния сознания: бодрствование, сон со сновидениями и сон без сновидений. Мы не выходим за пределы этих трех состояний. Но Махариши объявил, что есть еще четвертая стадия — полное осознание внутреннего “я”. Это состояние наступает тогда, когда вы полностью отсекаете от себя все и остаетесь наедине с безличным Богом, который находится внутри вас. Именно тогда вы начинаете полностью осознавать внутреннее “я”.
Махариши говорит, что это и есть та реальность, на фоне которой существуют три первых состояния. Он называет это состоянием чистого сознания и говорит, что без помощи ТМ такого состояния добиться невозможно. Когда человек, занимаясь ТМ, достигает этого состояния, то оказывается, что это еще не все — есть также пятое состояние, когда к полному осознанию внутреннего “я” добавляется новое осознание внешнего мира: не умом, а через чувства. Прожив несколько лет в этом состоянии, вы можете за определенную сумму достичь и следующего состояния, когда осознаете сущность бытия во всей полноте и придете к пониманию Абсолютного бытия. Это состояние называется “единством”.
Итак, первое состояние — это бодрствование (использование чувств и разума); второе состояние — сон со сновидениями, или “глубокое мечтание” (переживание вещей, которые не являются реальностью); третье состояние — сон без сновидений (состояние бессознательности); четвертое состояние — состояние чистого сознания (очищение ума, отказ от всех внешних впечатлений, от всего известного; очищение своего ума для глубокого внушения, отлучение от мира чувств); пятое состояние — одновременное ощущение реальности и нереальности (на самом деле это смешанное первое и второе состояния, когда не ощущается различия между фантазией и реальностью); шестое состояние — полное отключение от внешнего мира (мир воспринимается как галлюцинация). И, наконец, седьмое состояние (в котором, по всей видимости, все предыдущие состояния усиливаются)—это уже чистое безумие. Начиная с четвертого состояния, ум работает без тормозов, человек уже более не является самим собой. Махариши говорит, что в седьмом состоянии нужно полностью сдаться, поклониться и покориться всемогущей силе природы. В христианской терминологии эта “всемогущая сила” называется князем мира сего. Чтобы сдаться, нужно отказаться от всех мыслей, даже от мысли о том, что вы хотите сдаться. Делается это при помощи ТМ (конечно, за определенную плату): человек "вылетает в астрал", и никакими силами до него уже не достучаться.
Само слово "трансцендентальный" означает переход границы. Махариши говорит, что нужно осознать Абсолютное бытие, которое находится по ту сторону наших ощущений. Чтобы его познать, нужно перейти границу наших чувств. Сама по себе медитация — это процесс концентрации, когда человек фокусирует свой ум лишь на одном объекте, отключаясь от всего остального. Для Махариши этот объект является Богом — Абсолютным бытием, или Созидательным Разумом (в более поздней терминологии). Но Бог далеко, концентрироваться на нем трудно. Именно поэтому дается мантра, на которую нужно медитировать. Теоретически человек должен постоянно вдумываться в звучание и смысл этой мантры, но смысла мантры ее носитель не знает — она на санскрите, поэтому медитировать остается только на звуке. А каждая мантра, как уже отмечалось выше, — это имя, титул или свойство богини смерти Кали; таким образом, адепт ТМ концентрируется на звуках имен, отключаясь от всего остального мира, иными словами, отказывается от помощи Бога и постоянно призывает неизвестное и чуждое ему божество. Посредством этого он переходит из одного состояния в другое, и таким образом движется творческая эволюция, к которой и призывает Махариши. Многие бывшие “медитаторы” рассказывали, что во время упражнений переживали страшные бесовские видения. Другие говорят о каталепсии, отключении сознания, психических срывах.
По материалам книги А. Л. Дворкина "Сектоведение".
Продолжение
следует...