По мнению большинства мужей, ученых и не очень, алхимия – это нечто, не только не заслуживающее научного внимания в наш многозначительный век, но и являющееся прекрасным поводом для шуток и издёвок. Многие склонны считать алхимию чем-то вроде лженауки (ведь даже сейчас она имеет своих приверженцев), а всех алхимиков – либо шарлатанами, либо просто сумасшедшими. При этом ученые, основывающие многие свои концепции на атомической теории Демокрита, совершенно упускают из виду, что, к примеру, сам Демокрит был алхимиком. Да и Парацельса, Ван Гельмонта, Агриппу и многих других уж вряд ли можно классифицировать как шарлатанов, бессовестно дурачивших своих и без того тупых и невежественных современников. Неужели столь великие ученые могли тратить свое драгоценное время на такие нелепые безделушки, каковыми по мнению нашей общественности являются алхимия и герметизм?
"Должен признать, что мне непросто было преодолеть своё предубеждение против кажущейся нелепости алхимии, в котором я был к тому же не одинок…"
Писал знаменитый швейцарский психолог - Карл Юнг - посвятивший последние 30 лет своей жизни изучению алхимии. Далее он добавляет:
"…но моё терпение было щедро вознаграждено... Истинная алхимия никогда не была средством наживы или карьеры - она относилась к искусству и творилась в безмолвии и самопожертвовании" [1]
Причина, по которой ученый решил заняться изучением столь непопулярной и уже практически забытой к XX веку дисциплины [2], тоже является достаточно интересной.
Вот как ее описывает Мария Луиза Фон Франц: "Сам Юнг открыл для себя алхимию чисто эмпирическим путем. Однажды он мне рассказал, что в сновидениях пациентов ему нередко доводилось сталкиваться с некоторыми непонятными для него мотивами, и в один прекрасный день, обратившись к древним трактатам по алхимии, он обнаружил, что существует определенная взаимосвязь алхимической символики с символикой сновидений. Например, одна из пациенток увидела во сне орла, который взмыл в небо, а затем, повернув голову, стал пожирать свои крылья и упал на землю... Впоследствии он [Юнг] открыл для себя рукопись Рипли, в которой приводился ряд изображений алхимического процесса... На одном из этих изображений — орел, голова которого увенчана королевской короной, повернута назад и пожирает собственные крылья. Это совпадение произвело на Юнга столь огромное впечатление, что он вспоминал о нем в течение многих лет и сознавал, что в алхимии содержится нечто большее... В конечном счете он пришел к заключению, что это [приступить к изучению алхимии] необходимо, поскольку алхимия таила в себе знания, имеющие существенное значение для более глубокого понимания сновидений человека" Юнг изучил большую часть наиболее популярных и фундаментальных работ, посвященных алхимии. Притом ученый изучал их в оригинале, т.е. либо на латинском, либо на греческом, либо на еще более древних языках. Кажется, это первый и, вероятно, единственный представитель академической науки, сумевший подойти непредвзято к этому вопросу. Его выводы значительно отличались от тех предрассудков, которыми страдала общественность, никогда даже не читавшая ни одной работы по алхимии (!): Юнг уверен, что истинные адепты алхимии "искали не вульгарное золото, а золотое знание; не способ взаимного превращения металлов, а путь психического преобразования собственной личности; не эликсир бессмертия, а философский камень, таинственный ляпис, символизирующий целостного человека" [3]
Идея «целостного человека», сумевшего победить свою страстную природу и наладить связь с Божественным Эго, пронизывает практически все философские системы Древности. Именно поэтому в оккультизме нет различия между такими понятиями, как Будда, Христос, Кришна и др., которые, в их мистическом смысле, символизируют «Рожденного Богом» или, по словам уже самих алхимиков, Сына Гермеса, т.е. существо, достигшее богочеловеческого сознания, окончившее свой земной путь эволюции, уничтожившее чувство самости и ставшее Единым с миром [4]. Именно достижение такого состояния являлось главной и единственной задачей любого настоящего алхимика, а не, как бы того не хотелось узколобым материалистам, получение некоего магического камня, с помощью которого можно значительно поправить свое неустойчивое материальное положение. Конечно, исследование Юнга не стоит воспринимать как окончательную истину, ведь и сам ученый никогда не претендовал на полное и безошибочное изложение концепций алхимии [5], да и, вероятно, в алхимии все-таки некоторую роль играет и практический элемент (а иначе, каким образом химия могла бы родиться из алхимии?), но все же работа Юнга - это большой шаг на пути возрождения правильного представления о древней науке хотя бы в академических кругах [6].
Подход к смыслу жизни, как к процессу совершенствования – к процессу преобразования своей человеческой природы в божественную, символом которой и является пресловутый философский камень, это и есть основа мистического мировоззрения, которая никак не может быть совмещена с диким материализмом, вдалбливаемым в наши умы современной общественностью. Потому вдвойне интересен тот факт, что величайший физик и один из самых влиятельных людей за всю историю [7] – сэр Исаак Ньютон – большую часть своей жизни посвятил именно алхимии и мистике. Из 1752 книг, написанных ученым, по математике, физике, астрономии - всего 211 книг, остальные же приходятся на мистические дисциплины (многие из них Ньютон так и не опубликовал). Свой фундаментальный труд, в котором были сформулированы законы механики, закон всемирного тяготения, и который оказал грандиозное влияние на развитие науки того времени – «Начала» - Ньютон написал за полтора года лишь по настоятельной просьбе Эдмунда Галлея, ведь у самого Ньютона особого желания писать работу не было по той причине, что к 30 годам (основы своих теорий Ньютон заложил еще в период от 21 до 27 лет) его уже почти не интересовали точные науки, Ньютон нашел себя в другом ремесле – в алхимии. Вот что вспоминал об Исааке Ньютоне его помощник в период работы над «Началами», Гемфри Ньютон:
"Ньютон в те годы был весьма скромным, любезным и спокойным человеком. Он никогда не смеялся и никогда не раздражался. Всё его существование заполнялось работой. Она была его единственным увлечением. Работая, он забывал обо всём – о друзьях, пришедших по его приглашению на званный ответный ужин, об обеде, дожидающемся его на столе (ему жалко было тратить время на еду), о сне. Он в эти годы спал не более четырёх-пяти часов в сутки, причём засыпал иной раз лишь в пять-шесть утра. Не только «Начала» были предметом его увлечённых занятий. Нет, отнюдь! Скорее наоборот. «Начала» он создавал как бы из-под палки, по необходимости, под давлением Галлея, подвигаемый маячившим на горизонте очередным спором о приоритете. Главное же внимание своё, заботы свои и труд свой обращал он на алхимические занятия" [8]
Правда, позже у сэра Ньютона все-таки появился интерес к «Началам», но своему увлечению алхимией он остался верен до конца жизни (он посвятил 169 книг этой отрасли знания!)
Алхимия постулирует одухотворенность материи. Признавая существование всеобщего Духа, пронизывающего все сущее, эта дисциплина говорит о том, что в природе не бывает ничего мертвого. Представление о природе, как о совокупности элементов, управляемых слепыми силами, является чисто материалистическим и ни один истинный мистик никогда не примет такого суждения. Похоже, что некоторые современные ученые тоже начинают придерживаться мистических воззрений на природу. Вот что, к примеру, заметил в одном из интервью лауреат Нобелевской премии и профессор Кембриджского университета Брайан Джозефсон: "Каждый атом материи может обладать элементами сознания и эволюционировать по направлению к высшим уровням подобно земным биологическим формам... Физики, склонные считать материю безжизненной и механистичной, находятся на ложном пути. Похоже, что на самом тонком своём уровне материя ведёт себя скорее как нечто биологическое и живое. В основе явлений, которые мы обычно наблюдаем, и даже тех, что изучают в физике, могут лежать жизнь и разум... Вся материя, похоже, обладает таинственной целостностью, или единством, которое учёные не могут объяснить, но о котором часто говорится в разных восточных религиях" [9] Ньютон принимал алхимическую идею о всеобщей жизни и о том, что именно Бог наполнил все сущее божественным Духом [10]. Более того, Ньютон исповедовал чистейший пантеизм, что говорит о тождественности его воззрений с мистицизмом. Величайший ученый больше всего боялся того, что он считал наступлением атеизма и его опасения, как мы видим, оказались не напрасны. На примере алхимии прекрасно видно, что определяющее значение в столь сложных вопросах играют предрассудки общественности. Восприятие академической науки, как единственного носителя истины является не только нисколько не оправданным, ведь и в среде ученых нет единого мнения по большинству важных вопросов, но и даже губительным в наше время. Человек должен сам сознательно познавать мир, искать знания, счастье, а не ждать, пока ему будут преподаны окончательные истины бытия с порога научной кафедры. Но вряд ли общественность согласится воспринять такой подход. Оно и понятно, особенно если взглянуть на современную воспитательно-образовательную систему, которая по сути представляет из себя фабрику по начинке далеко не бесспорными, а порой и даже совершенно бесполезными для данного индивида знаниями, выдаваемыми (или по недосмотру воспринимаемыми) за непоколебимую истину. Лучшие из учеников такой системы идут в академии и становятся упертыми материалистами или скептиками, не желающими ничего и знать о многочисленных феноменах, а остальные – работают на сохранение существующей системы и спокойно живут «животной» жизнью, разъедающей их «внутреннего человека». Воспитательно-образовательная система смотрит лишь за умственным развитием человека, но она абсолютно не развивает интуитивное восприятие. Современный философ Николай Козлов считает, что «наука сделала мир мертвым» [11] и с ним сложно не согласиться. Смерть интуиции ведет к смерти волшебного восприятия реальности, которое так свойственно детям. Развивая ум, мы совершенно забываем об интуиции. Это не значит, что развивать ум не надо, это значит, что развивая ум нужно параллельно развивать еще и интуицию. Но этот факт совершенно не учитывается нашей общественностью. Наука считает существование интуиции недоказанным явлением, а многочисленные свидетельства ее несколько не заботят. «Практически все великие научные идеи и теории явились не в результате строгой рассудочной и критической деятельности людей, а, как правило, путем интуиции, озарения, а то и в порядке откровения свыше или видений, то есть извлечены из недр подсознания» [12]
считает академик Международной Академии информации и Академии космонавтики Л.Мельников. Подобное мнение, к сожалению, является лишь исключением из правил. Но насколько справедливо замалчивать обо всех этих фактах и выдавать за истину лишь свое видение ситуации? Почему в школах не преподают мистические науки, а детям не говорят об их полезности? Да, академическая наука требует жертв… жертв духовных.
Вообще, бытует твердое мнение о невозможности познания всего, что выходит за рамки хорошо известных нам пяти чувств. Мистика, конечно же, таковой подход отвергает, ведь как известно наши чувства тоже вполне могут быть развиты. Этой их особенностью издревле пользуются индийские йоги и риши. Известный гипнолог, Шарль Ланселен, на основании своих многочисленных экспериментов утверждает, что у гипнотизированного повышается прямо-таки в астрономической степени ощутительная способность всех его органов чувств: "Если на одну руку загипнотизированного человека положить тяжесть на один грамм больше, он сейчас же узнает, на какой руке лежит более тяжелая вещь. То же самое происходит, если на полу начертить две линии, одну 8 м длиной, другую на 1 мм длиннее. Он без колебания покажет более длинную линию. Если к одной из двух бутылок одинакового красного вина добавить ничтожное количество жидкости другого цвета, субъект покажет эту бутылку" [13] Но возможно ли расширить свое восприятие самостоятельно, без помощи гипноза? Индийская йога отвечает, что возможно. В Йога-сутре (ст.35) есть такое высказывание: "Та форма сосредоточения, которая вызывает чувственное восприятие, причиняет упорство органа мышления" А вот как это комментирует учитель йоги, Свами Вивекананда (“Раджа-йога”): "Это вытекает совершенно естественно из сосредоточения. Согласно йогам, через сосредоточение органа мышления на кончике носа через некоторое время будут восприниматься чудесные благоухания, через сосредоточение на острие языка будут чувствоваться чудесные вкусовые ощущения и через сосредоточение мысли на середине языка получится чувство как бы от соприкосновения с чем-то. Если же упражняющийся сосредотачивает свои чувства на небе, то он увидит необыкновенные вещи. Но если кто-нибудь, у кого орган мышления казалось бы и не способен к восприятию, но пожелает проделать некоторые из этих упражнений йоги, даже при недоверии к ним, его сомнения исчезнут, когда он через некоторое время на себе почувствует упомянутые эффекты и появится выдержка"
Еще в 17-летнем возрасте Б.Сахаров обратил внимание на этот афоризм. И без промедлений начал свою тренировку: "С фантастическим упорством перешел я к делу - сосредоточению на кончике носа, упражняясь каждое утро в течение 15-20 мин., не пропуская ни дня. Результат не заставил себя ждать - через 20 дней постоянно увеличивающееся, почти болезненное чувство зуда на кончике носа пришло внезапно, как гром среди ясного неба, вместе с в высшей степени приятным сладким запахом. Он появился на долю секунды, чтобы потом опять исчезнуть, но этого было достаточно, чтобы привести меня в неописуемую радость, след которой чувствовался мною целый день …приблизительно через 12 дней я ощутил страстно желаемый запах, который был сильнее прежнего раза и ощущался несколько дольше. Затем запах исчез. В последующие дни я продолжал настойчиво упражняться, так как на этот раз я предполагал сделать более короткий перерыв. Так и получилось, и в конце концов я мог вызвать "небесное благоухание" через 1-2 секунды сосредоточения, и это благоухание длилось в течение нескольких секунд. Я установил, что могу вызвать это явление всюду, где пожелаю: в толпе людей, на пляже, на базаре, где бог знает чем пахнет. У меня было волшебное снадобье, которое меня всегда сопровождало…Я научил этому упражнению других и при этом установил, к моему большому удовлетворению, что все чувствовали одно и то же благоухание... Затем я пожелал почувствовать определенные запахи, и действительно появились желаемые запахи розы, гвоздики, лилии - любой запах оставался по моему требованию на месте, и был сильнее и ароматнее, чем в действительности" [14]
Может возникнуть представление, что все это является как бы галлюцинацией. Об этом же подумал и Сахаров. Но вот, как он описывает опровержение сего представления:
"В этом направлении я сам и мои ученики провели много опытов. Выяснилось, что расстояние не играет никакой роли: я мог, например, из четвертой комнаты чувствовать самый легкий запах газа, идущий из кухни, прежде чем стоящая у печи служанка смогла заметить, что газовый кран по невнимательности открыт. Или можно было воспринимать запах цветов, находящихся на подоконнике в закрытой комнате другой квартиры и настолько далеко, что даже нельзя было рассмотреть, что это за цветы. После опыта было установлено, что чувствовался запах именно этих цветов"
Конечно, подобные опыты можно объяснить и с помощью известных физических законов, ведь, к примеру, те же собаки прекрасно чувствуют запахи на далеком расстоянии. Поначалу таковое объяснение устроило и Сахарова. Но другие поставленные им опыты опровергли этот тезис. Сахаров пишет, что используя все тот же метод решил развить в себе способность «ясновкуса» и «ясноосязания». И через два дня он уже добился первых результатов: он мог вызвать практически любой вкус и мог буквально «попробовать» тот или иной предмет «на вкус» на расстоянии. Более того, Сахаров отмечал появлявшееся у него чувство насыщения после использования этого приема. Физикой подобные явления не объясняется. Но в оккультной науке объяснение есть. И вот какой вывод делает Сахаров: "мы вынуждены признать: наши чувства могут стать причастными к таким "ясноощущениям, что так же, как при обонянии и вкусе, имеют, кроме грубой материальной, также тонко материальную природу, род излучений". Это значит, что вся материя есть излучение цвета, запаха и т. д., которые бесконечно далеко переходят границу того, что мы можем осязать нашими пальцами или до чего мы можем дотронуться языком" Потом автор описывает свои дальнейшие опыты, которые способствовали развитию ясновидения, и основа которых все так же состояла из концентрации. Конечно, тут может возникнуть подозрение о том, что Сахаров все это выдумал и т.д., но в таком случае нам пришлось бы отрицать весь опыт индийских йогов, буддийских монахов и восточных магов, о котором так много свидетельствуют древние и современные путешественники и историки. Пришлось бы нам отрицать опыт и некоторых других Анни Безант довольно долго являлась значимой фигурой в круге атеистов, движение которых достигло наибольшего расцвета как раз во второй половине XIX века. Вот что пишет биограф Анни Безант - Артур Недеркот: "Во всём англоязычном мире, да и в Европе в целом, м-с Анни Безант была известна как одна из самых выдающихся женщин своего времени. Она была атеисткой, сходилась во взглядах с материалистами типа Чарлза Брэдло, пользовалась влиянием в радикальных политических кругах... была феминисткой. Благодаря Бернарду Шоу она сделалась сторонницей фабианского социализма. Она пропагандировала науки, стала литератором, редактором и издателем... боролась за общественные и образовательные реформы. Её ораторские способности в сочетании с личным обаянием покоряли настолько, что Шоу, наряду с тысячами других почитателей её таланта, называл её величайшим оратором века среди женщин. Вскоре к этому добавилась репутация лидера забастовщиков и организатора профсоюзов, что повлекло за собой осуждение и ненависть со стороны консервативных и умеренных кругов церкви и государства" [15]
Но через некоторое время ревностная атеистка и материалистка Анни Безант разочаровалась в этом учении. Что же явилось причиной? Во-первых, она убедилась в истинности спиритических феноменов, а во-вторых, она близко познакомилось с Е.П.Блаватской, которая смогла убедить некогда фанатичную материалистку Безант в существовании магии. Англичанка вступила в Теософическое Общество и уже через некоторое время развила способности к ясновидению. Материалистическая общественность была просто в шоке от такого поворота событий. Постоянные упреки со стороны атеистов сыпались в адрес Теософического Общества. Но Безант, которая вскоре уже стала его президентом, это мало заботило, и она продолжала работать в этом направлении. Через некоторое время ею, совместно с Чарльзом Ледбитером, были выпущены многочисленные работы, посвященные изучению тонких планов с помощью ясновидения. Наверное, подвох здесь практически исключен. Ведь кажется невероятным, чтобы некогда фанатичная атеистка, непомерный борец за истину вдруг так резко изменила свое мировоззрение по каким-либо, отличным от перспективы получения нового знания, причинам. Это лишь один из возможных примеров. Примерно то же самое произошло некогда и с Чарльзом Ледбитером, и с многими другими людьми. Вот как Ледбитер описывает основной метод, применяемый в мистической науке (он уже был ранее затронут в данном очерке):
"Все впечатления, приходящие к человеку извне, достигают до него путём какой-либо вибрации при посредстве органов зрения, слуха, обоняния или осязания. Следовательно, если человек сделает себя отзывчивым к добавочным вибрациям, то откроет себя и для добавочных впечатлений, он сделается тем, что обыкновенно называется "ясновидящим" Это слово, в обыкновенном его употреблении, означает не что иное, как лёгкое расширение нормального зрения. Но делаясь всё более и более чувствительным к тонким вибрациям, человек может достигнуть того, что его сознание, действующее через вновь развитые способности, проявлялось свободно на новых и высших путях. И тогда перед ним раскроются новые миры, состоящие из более тонкой материи, хотя в действительности они всегда существовали вокруг него как невидимые части хорошо известного ему мира. Он узнает таким путём, что обширная невидимая вселенная окружает его в течение всей его жизни, и что она постоянно влияет на него разнообразными способами, хотя бы он и оставался слепым и бессознательным по отношению к ней. Но когда он разовьёт способности, посредством которых войдёт в сознательное соприкосновение с этими мирами, он получит возможность наблюдать их научным образом, повторять свои наблюдения много раз, сравнивать их с наблюдениями других ясновидящих и делать правильные выводы из этих сравнений.
Всё это уже делалось, и притом не однократно, а тысячу раз. Адепты, о которых я упомянул, производили подобные исследования над невидимыми мирами с возможной полнотой, а в наше время многие из развивших в себе более тонкие способности теософов делали усилия в том же направлении. В результате этих усилий и исследований появилась возможность не только проверить многие из указаний, полученных от Адептов, но также и объяснить, и расширить их в значительной степени. Зрелище этой невидимой части нашего мира дает нам ряд совершенно новых фактов, которые представляют для человечества глубочайший интерес. Они разрешают многие из наиболее трудных проблем жизни; они выясняют многие тайны мироздания и вызывают в нас убеждение, что последние были тайнами только потому, что мы знали до сих пор лишь небольшую часть из всей совокупности фактов и смотрели на эту небольшую часть снизу, как на отдельные, не связанные между собой отрывки, вместо того, чтобы подняться на высшую точку зрения, с которой отрывки эти становятся понятными, как связные части одного могучего целого" [16] По сути, это основа оккультного мировоззрения. Это лишь малая часть обширной работы над собой, составляющей мистическую силу, которая всегда направляет настоящего искателя Истины.
В данной главе были затронуты лишь некоторые свидетельства. В следующей главе попробуем сопоставить все это с конкретными опытами, которые были проведены академическими учеными. людей:
Примечания
[1] Jung. The Development of Personality. L.: Routledge and Kegan Paul, 1954. (Bollingen Series 20). С. 28, 238.
[2] «Как известно – пишет Мария Луиза Фон Франц (см. «Алхимия») -доктор Юнг посвятил много лет исследованиям этого предмета, который он практически откопал из навозной кучи прошлого, ибо алхимия была предана забвению…о ней практически никто ничего не знал, за исключением некоторых масонских кругов и розенкрейцеров, проявивших к ней интерес».
[3] Jung. Psychology and Alchemy. Суперобложка.
[4] Похоже, Юнг сам прекрасно понимал смысл такого состояния. Вот какой упрек он делает своим западным коллегам (см. «Психология и Алхимия»): «Западный человек удерживается в рабстве "десятью тысячами вещей", он видит только частности, он связан своим эго и связан вещами, он не подозревает о глубинных корнях всего сущего - Восточный человек, напротив, воспринимает мир из частностей, и даже свое собственное эго как сон, он, по сути, укоренен в "Основе", которая притягивает его так сильно, что его отношения с миром переплетены до степени, нам зачастую непонятной».
[5] Для изучения алхимии, как и для изучения любой оккультной науки, надо иметь ключ к толкованиям и дополнительные знания, которые можно получить лишь при посвящении. Проблематичность изучения алхимии понимали, видимо, и последователи Юнга. Вот, что пишет в частности Мария Луиза Фон Франц: «...алхимия составляет неизученную и сложную область знания, для понимания алхимических текстов необходимы специальные знания».
[6] Здесь играет определяющую роль именно авторитет Юнга, ведь академики вряд ли стали бы прислушиваться к самим алхимикам и оккультистам (к примеру, еще за несколько десятков лет до Юнга Е.П. Блаватская излагала аналогичную трактовку алхимических символов, но предубеждение против алхимии оттого нисколько не уменьшилось).
[7] Автор книги «Сто великих людей», Майкл Х. Харт, помещает Ньютона в своем списке на второе место, впереди таких личностей, как Иисус Христос и Будда (!). Автор пишет: «Ньютон, гениальный ученый, оказал наибольшее влияние на развитие современной науки, а потому заслуживает одного из самых почетных мест … в любом перечне самых влиятельных исторических лиц».
[8] Карцев В.П. Ньютон. М., Молодая гвардия, серия «ЖЗЛ», 1987
[9] Интервью с Б.Джозефсоном опубл. в: Detroit Free Press. 1983. 25 октября; перепеч. в: The Eclectic Theosophist. San Diego, CA, 1984. Май-июнь. с. 5.
[10] Dobbs В. J. T. Alchemical Death and Resurrection: Alchemy in the Age of Newton. Washington: Smithsonian Institution Press, 1990.
[11] очень хорошо эта идея описана во «Вредных лекциях о науке» из главы «Пестрые сказки» книги «Философские сказки» Н.Козлова
[12] Мельников Л., Разум: конец эволюции // Чудеса и приключения. 1995. №7, с.17
[13] цит. по Б.Сахаров «Открытие третьего глаза», ч. I, гл. 1
[14] тут и далее Б.Сахаров «Открытие третьего глаза», ч I, гл. 1
[15] Nethercot. С. 1.
[16] Ч.У.Ледбитер «Краткий очерк теософии», гл.1
|