РАЗНИЦА МЕЖДУ ТЕОСОФИЕЙ И ОККУЛЬТИЗМОМ
Спрашивающий. Вы говорите о теософии и оккультизме; тождественны ли
они?
Теософ. Никоим образом. В действительности, человек может быть очень
хорошим теософом, внутри или вне Общества, никоим образом не
будучи при этом оккультистом. Однако, никто не может быть истинным оккультистом,
не будучи настоящим теософом; иначе он будет просто черным магом, сознательным
или бессознательным.
Спрашивающий. Что вы имеете в виду?
Теософ. Я уже говорила, что настоящий теософ должен воплощать на
практике самые возвышенные нравственные идеалы, стремиться осознать свое
единство со всем человечеством и непрестанно трудиться для других. Таким
образом, если оккультист так не поступает, он действует эгоистически, для своего
собственного благополучия; а если он приобрёл больше практических способностей,
чем обычные люди, он становится гораздо более опасным врагом всему миру и
окружающим, чем простой смертный. Это очевидно.
Спрашивающий. Тогда, может быть, оккультист — это просто человек,
обладающий большей силой, чем другие люди?
Теософ. Гораздо большей — если он практический и действительно
учёный оккультист, а не просто называет себя таковым. Оккультные науки вовсе не
являются, как пишут в энциклопедиях, "теми воображаемыми науками
средневековья, которые изучают предполагаемое действие или влияние
оккультных качеств или сверхъестественных сил, как алхимия, магия, некромантия и
астрология", ибо науки эти реальные, действенные и очень опасные. Они учат о
тайных возможностях вещей в Природе, развивая и культивируя скрытые силы,
"спящие в человеке", тем самым давая ему огромные преимущества перед более
невежественными смертными. Хорошим примером этого является гипнотизм, ставший
теперь предметом серьезного научного изучения. Сила гипноза была открыта почти
случайно, и путь к ней был подготовлен месмеризмом; а сейчас способный
гипнотизер с её помощью может добиться от человека практически чего угодно:
может принудить его, бессознательно для самого себя, валять дурака, — или
совершить преступление, часто вместо гипнотизера и для целей последнего.
Разве не ужасная это сила, если она окажется в руках людей, неразборчивых в
средствах? И пожалуйста помните, что это лишь один из малых разделов
оккультизма.
Спрашивающий. Но разве самые культурные и образованные люди не считают
все эти оккультные науки, магию и колдовство, пережитками древнего суеверия и
невежества?
Теософ. Позвольте мне заметить, что в этом высказывании куда ни кинь,
всюду клин. "Самые культурные и образованные" среди вас и христианство, и любую
другую религию также считают пережитком невежества и суеверия. Сейчас люди, по
крайней мере, начинают верить в гипнотизм, а некоторые — даже среди самых культурных — в теософию и необычные явления. Но кто из них, кроме
проповедников и слепых фанатиков, признается в вере в библейские чудеса?
Вот тут-то и находится точка расхождения. Есть очень хорошие и чистые теософы,
которые могут поверить в сверхъестественное, включая божественные чудеса,
но никакой оккультист в это верить не станет. Ибо оккультист практикует научную теософию, основанную на точном знании тайных трудов Природы; но
теософ, использующий силы, называемые паранормальными, без света оккультизма,
будет склоняться к опасной форме медиумизма, потому что, хотя и придерживаясь
теософии и её самых высоких этических принципов, он работает с этими силами в
темноте, из искренней, но слепой веры. Всякий, будь он теософ или
спиритуалист, кто пытается заниматься одной из ветвей оккультной науки:
гипнотизмом, месмеризмом или даже секретами производства физических феноменов и
так далее, без знания философской рациональной основы этих сил, подобен лодке
без руля, пустившейся в бурный океан.
Раньше Дальше
|