1000chertej.ru - магический портал

Статьи / НЛП / Карта реальности и назначение моделей мира


Автор: Бакиров А. К.
Дата: 2019-02-18 22:16
Комментарии:  

Как известно, карта реальности (иначе модель мира) –  это уникальные представления о мире каждого человека, построенные из его индивидуальных восприятий и опыта.

Заметим, что люди трепетно относятся к своим представлениям о мире. Еще бы! Каждое мнение там выстрадано и получено из собственного опыта. Что-то отпечаталось там долгие годы назад и на долгие годы вперед. Там живут их застывшие оценки и затвердевшие ценности. Это их способ общения с миром. Способ понимания мира. Возможность разложить все по полочкам, подписать и навесить таблички и ярлычки.
Их представления о мире – самые правильные представления на свете. И за свою правоту они могут биться насмерть, спорить до хрипоты, вытравливать инакомыслящих. Конечно они правы! В рамках своих карт. А как же иначе? В карту будет попадать только то, что соответствует уже заложенным в ней представлениям. Складываясь вместе, данные представления будут обобщаться на весь остальной опыт человека, а то что останется – отбрасывается, как мусор, или сильно искажается.

Забывая, что карта – это только карта, люди начинают жить в воображаемой реальности. Их перестает интересовать жизнь за окном. Зачем!? Ведь они уже все знают. "Моделька" происходящего уже заложена в их голове. И они даже не осознают, насколько она упрощена. Они не догадываются, что это лишь обобщенное, искаженное и лишенное деталей упрощение.
Для нас с вами уже не секрет, что карта – это не территория, и наши представления о мире всегда проще самого мира. Это действительно большой шаг вперед. Теперь мы уже знаем, что моделей мира может быть множество. Что у каждой отдельно взятой личности она своя. Более того – ее можно изменять по своему усмотрению.
Как же определить, в каком направлении ее имеет смысл менять? Как вообще оценить, хорошая у тебя модель или не совсем? Что является критерием? С чем ее сравнивать?
Что здесь можно сказать? Начнем с того, что не бывает истинных карт. Не бывает карт более правильных или менее правильных. Бывают карты эффективные и не очень. Бывают карты богатые – наполненные большим количеством различных возможностей. Бывают бедные (узкие, ограниченные) – с однозначными суждениями и механичными реакциями. Бывают карты яркие и красочные, а бывают – блеклые и черно-белые.
Они бывают разными. Но общее направление развития – расширение. Добавление новых возможностей, неожиданных точек зрения, дополнительных вариантов поведе-ния. Больше гибкости, больше свободы, больше прозрачности! Если в вашу карту зало-жена возможность встать на точку зрения собеседника, "примерить" его карту, если вы можете выйти за рамки ситуации и оценить ее со стороны, если вы туда встроили воз-можность изменений – эта карта поможет вам сделать вашу жизнь более эффективной. Хотя и не будет истинной.

Для чего нужны модели мира

А для чего нужны географические карты, планы городов, схемы метро? Чтобы ориентироваться. Чтобы доехать туда, куда нужно тебе, а не куда ноги приведут. Это возможность выбора. Приехав в незнакомое место, можно, купив местную карту или схемку, сразу увидеть множество возможностей и выбрать лучший вариант. Посетить самое интересное. Побывать там, где больше всего хочется.
Еще это прекрасная возможность передать другому информацию об окружающем мире. Пусть не всю, но самую необходимую. Ту, что нужна здесь и сейчас. Может быть поэтому создается такое большое количество разнообразных карт и атласов. Эта инфор-мация может быть самая разная – начиная от указаний на ресурсы, кончая предупреждениями об опасности. А это, согласитесь, тоже очень важный момент.
Карты позволяют взглянуть на всю систему в целом – выйти за рамки своего обычного восприятия. Не так-то много землян удостоились чести видеть свою планету со стороны, а глобус видели многие. Какое-никакое представление о нашем мире мы теперь имеем. Мы уже можем мыслить глобально.
Так и в наших представлениях о реальности. Это хороший способ разобраться в окружающей нас богатой и многообразной жизни. Во всех ее тонкостях и хитросплетениях. Зная, как устроена ссора, как делается конфликт, из чего состоит интрига, можно легко подняться над ситуацией и решить ее максимально эффективно. Представляя себе механику успеха, источники счастья, ключи к интересу, можно легко получить и это.
Воспитывая нас, наши родители делятся своим жизненным опытом – своими карта-ми. Они учат детей всему, что может быть интересно и полезно в жизни. Что может пригодиться. Они предостерегают свое чадо от всех опасностей, которые могут ему встретиться.

Ребенок учится ориентироваться в этой странной штуке под названием "жизнь". Сначала взрослые буквально ведут его за руку. Потом, по мере взросления, он делает все более и более самостоятельные шаги. Он учится опираться на свою карту и учится ею пользоваться.
Начиная с некоторого момента, прилежный ученик уже умеет путешествовать по карте там, где он никогда не был в жизни. Числа, буквы, сложение, вычитание, логика, поэзия, Африка, мораль, электрон... Их ни пощупать, ни понюхать, ни попробовать, ни рассмотреть, ни послушать. Но человек уже может этим пользоваться, оперировать и получать реальную пользу. Но и это еще не все.
Для чего вообще нужны модели реально действующих объектов? Математические модели? Чтобы по поведению модели спрогнозировать поведение самого объекта. Нет необходимости строить множество дорогостоящих самолетов в тайной надежде, что хоть один из них да полетит. Для этого существуют упрощенные, но эффективные математические модели поведения самолета в воздухе.
Незачем сразу строить огромный (или микроскопический) механизм, не представляя себе, будет ли он работать. Для модели можно использовать материалы попроще и подешевле. Она уже не будет точной копией прототипа, но самые важные его свойства она отразит.

В принципе, основной задачей всех ученых во все времена можно считать создание наиболее действенных моделей окружающей реальности. Оговорюсь: некоторые пытались и пытаются понять истинную суть вещей – Бог им в помощь. Все физики, философы, психологи, социологи, физики, химики, математики, филологи, создают свои модели мира.
Они пытаются понять окружающую действительность. Научиться прогнозировать события, контролировать ситуацию. Управлять. Они выискивают закономерности, формулируют правила (тут же находя и записывая исключения), изобретают законы природы. Все это служит двум вещам: пониманию и управлению.
И индивидуальные карты только тем и отличаются, что довольно большая их часть формируются на основе личного опыта. А еще – многие люди искренне верят, что их видение реальности и есть сама реальность. В отличие от ученых. Уж они то знают, что они работают с моделями, а не с миром. Знают – в пределах своей профессии. Редко больше.
Как видите, карты – это очень удобный инструмент, особенно если грамотно с ним работать. Они помогают нам ориентироваться, путешествовать в неизведанное, передавать информацию, учиться, понимать и познавать окружающий мир, контролировать ситуацию. А также знать, как относиться к внешним событиям и как на них реагировать. Чтобы выжить...

Как рисовать карты реальности

Возможно, вы уже и так примерно представляете, как это делается. По крайней мере, многим приходилось рисовать схемки для своих знакомых.
Зная, как создаются карты, можно легко понять, как мы делаем свои модели мира. На таком примере можно ясно показать, как, каким образом мы решаем задачу моделирования внешнего мира. Итак, как сделать удобную и понятную карту?
Скажем так. Берешь некоторый реальный объект – город, например. Правда, это только сказать легко: "Берешь город". Чтобы сделать даже приблизительную схему города, нужна информация. Уже на этом этапе могут возникнуть определенные сложности. Ладно. Допустим, сложностей нет, а есть прекрасный аэрофотоснимок. То есть общее представление о городе мы уже имеем.

Затем выделяются главные и второстепенные составляющие – здания, дороги, парки, водоемы. Главные – это значит нужные. Те, по которым мы будем ориентироваться, или те, которые мы будем искать. Понятно, что реальные схемы создаются под конкретный заказ. Для автомобилиста важно знать местонахождение заправки и автосервиса, а для водопроводчика – канализационных люков. Второстепенные объекты рисовать не будем – их отбрасываем. Остановимся на главных.

Среди них определяем однотипные – жилые дома, государственные учреждения, дома культуры. Особенность выбора типов, очевидно, также диктуется целью карты. Так, для кого-то все здания попадут в один разряд, а для другого – скажем, городского архитектора – различных типов домов будет десятки. Разобрались. Теперь для каждого типа объектов надо придумать значки, которые будут их обозначать – условные обозначения.
Кстати, а вы не забыли, что надо выбрать масштаб искажения? Причем, некоторые объекты (длины дорог, например) будут изображаться действительно в масштабе, а некоторые – только условными обозначениями. Все это должно сохранять более или менее верное взаимное расположение значков на карте.

Все. Можно рисовать? Можно, и не забудьте на уже нарисованной карте отвести место для условных обозначений, чтобы ею мог воспользоваться кто-нибудь еще...
Обсудив, процесс создания плана города, мы уже можем выделить главные состав-ляющие, дающие отличия между реальностью и ее картой. Уже не говоря о чисто физических (биологических) ограничениях, наложенных на наши источники информации о внешнем мире, мы находим способы еще больше упростить окружающее. Эти способы называются: обобщение, упущение и искажение.

Работая над картой местности, мы упустили множество тонкостей и деталей. Мы не стали рисовать детскую песочницу и мячик, катящийся по дороге. Мы не обратили внимание на длинную очередь к пивному ларьку и пропустили надпись на стене дома. Нам пришлось обобщить понятие дома, чтобы облегчить себе задачу. Мы не стали подчерки-вать индивидуальность каждого здания, вырисовывая случайно замеченную пеленку, висящую на его балконе. И конечно же, мы исказили истинный облик нашего города, "слегка" уменьшив его до размеров карты. Спрямили улицы и написали на дорогах их названия, заменили значками все достопримечательности, выровняли высоту зданий...Таким образом мы создали карту.